Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее — Компания, «Автодор») установлен на уровне паритета с рейтингом РФ минус две ступени и обусловлен очень сильным влиянием государства, которое обладает полным операционным и финансовым контролем над «Автодором». Деятельность Компании в сфере доверительного управления и организации строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения полностью субсидируется за счет средств федерального бюджета. Дисконт в размере двух ступеней обусловлен уровнем системной значимости Компании, который оценивается как высокий, но не максимально возможный в силу того, что строительство и эксплуатация платных автомагистралей не является критически важным элементом развития транспортной сети РФ, поскольку для платных магистралей существует бесплатная альтернатива.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая системная значимость. Компания была создана на основании отдельного Федерального закона № 145-ФЗ от 17.07.2009 «О государственной компании "Российские автомобильные дороги"» с целью реализации широкого спектра задач, в том числе: соединение скоростными автомобильными дорогами шести агломераций, а также двух крупнейших портов России; широкомасштабное привлечение частных инвестиций и переход к новой системе контрактных отношений; повышение качества жизни населения страны за счет улучшения транспортной доступности; повышение безопасности движения автомобильного транспорта по сети автомобильных дорог РФ; повышение конкурентоспособности отраслей экономики РФ на мировых рынках за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции. Компания является государственным заказчиком по проектированию, строительству и эксплуатации скоростных автомобильных дорог и реализует правительственные решения по формированию транзитных дорожных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток» на территории РФ. Все эти факторы обуславливают статус Компании как стратегически значимой для государства. На сегодняшний момент «Автодор» — крупнейший в России оператор платных скоростных автомагистралей общей протяженностью 1 459 км, что составляет 43% всех федеральных дорог под управлением Компании (3 412 км). Программа деятельности «Автодора» утверждается распоряжением Правительства РФ. Последнее распоряжение от 21.01.2020 №44-р утверждает программу деятельности Компании до 2024 года, согласно которой общая протяженность федеральных дорог под управлением «Автодора» к 2024 году должна составить 4 679 км. Общий объем средств, связанных с деятельностью Компании в сфере доверительного управления, в 2020–2024 годах составит 1,155 трлн руб. При определении системной значимости Компании для государства АКРА также принимает в расчет масштаб деятельности Компании и степень ее влияния на экономику. Несмотря на то что протяженность дорог под управлением «Автодора» составляет только 6% всех федеральных дорог в РФ, в перспективе этот показатель будет расти, а также на этих дорогах будет увеличиваться трафик. Потенциальный дефолт Компании может нести как репутационные риски для государства, так и риски для государственного бюджета, поскольку невыполнение концессионных соглашений может повлечь за собой необходимость выплат компенсаций концессионерам.

Очень сильное влияние государства. Государство является единственным учредителем Компании и осуществляет полный операционный и финансовый контроль за ее деятельностью, а в состав наблюдательного совета «Автодора» —высшего органа управления Компании — входят представители различных государственных ведомств (в том числе представители Министерства транспорта, Счетной палаты, Совета Федерации, Министерства финансов). Совет осуществляет оперативное управление Компанией и утверждает ее стратегию и программу развития, которые согласовываются правительством и ложатся в основу деятельности Компании.

Основным источником финансирования деятельности «Автодора» выступает федеральный бюджет, а также средства государственных фондов. При этом согласно сложившейся в Компании практике, проекты с высокой капиталоемкостью или социальной значимостью финансируются в большей степени государственным бюджетом при меньшем вовлечении частного капитала. Решение о привлечении рыночного финансирования принимается только после согласования расходов федерального бюджета. Возможности получения «Автодором» экстраординарного бюджетного финансирования ограничены: пересмотр программы развития Компании занимает достаточно длительное время и сопряжен с необходимостью внесения изменений в федеральный бюджет. Компания может переносить часть затрат на будущие периоды, при этом невыбранная субсидия переносится соответствующим образом. В Компании наблюдается постепенный рост доходов от осуществления деятельности по доверительному управлению, основная часть которого формируется доходами от сбора платы за проезд транспортных средств, увеличившимися с 12,5 млрд руб. в 2018-м до 18,3 млрд руб. в 2019-м (+46%). Сбор платы за проезд является наряду с субсидиями из федерального бюджета источником финансирования исполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационных займов Компании.

Комфортная структура финансирования и адекватная ликвидность. Агентство отмечает адекватный уровень ликвидности «Автодора»: по состоянию на 01.04.2020 объем денежных средств составил 14,9 млрд руб. Совокупный объем расходов «Автодора» за период с 2020 по 2024 год оценивается в 1,57 трлн руб. Такой объем расходов Компании полностью покрывается источниками финансирования, большая часть из которых представлена средствами федерального бюджета.

Объем выпущенных облигаций на 31.12.2019 составил 166,1 млрд руб., из них около 60% размещены за счет средств Фонда национального благосостояния по сниженной ставке купона и с комфортным графиком погашения. Согласно действующему плану деятельности Компании до 2024 года, общий объем ее облигационного портфеля может достигнуть 268,5 млрд руб. Несмотря на отсутствие прямых государственных гарантий по действующему и будущим рыночным выпускам и на тот факт, что формально государство не отвечает по обязательствам Компании (145-ФЗ), Агентство ожидает, что в соответствии с программой деятельности «Автодора», финансирование исполнения большей части обязательств Компании по облигационным займам будет осуществляться за счет субсидий из федерального бюджета, а также за счет доходов от деятельности по доверительному управлению. При этом по мере роста доходов от сегмента доверительного управления их роль в части обслуживания долговой нагрузки будет увеличиваться.

Ключевые допущения

  • сохранение объемов выделяемых субсидий из федерального бюджета;
  • обслуживание долговых обязательств Компании за счет средств федерального бюджета (основной долг и не более 50% купонных выплат).

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение ее функционала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение объема выделяемых бюджетных субсидий, в частности средств на обслуживание долговых обязательств;
  • снижение уровня системной значимости Компании, в частности перераспределение ее функций на других участников рынка.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.

Поддержка: государство — паритет с РФ минус 2 ступени.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-002P-05 (RU000A1017H9), срок погашения — 12.12.2029, объем эмиссии — 27 280 200 000 руб., — АА(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия БО-002Р-04 (RU000A100MV5), срок погашения — 25.02.2021, объем эмиссии — 8 300 000 000 руб., — АА(RU).

Облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия БО-002P-03  (RU000A100B40), срок погашения — 23.04.2021, объем эмиссии — 10 000 000 000 руб., — АА(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Государственной компании «Российские автомобильные дороги». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. Агентство ожидает, что в соответствии с программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в редакции распоряжения Правительства РФ от 21.01.2020 №44-р, по облигационным займам, привлеченным для финансирования ускоренной реализации проекта строительства скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург», погашение основного долга (номинала облигаций) планируется осуществить за счет субсидий из федерального бюджета. При этом купонные выплаты по эмитируемым облигациям не более чем на 50% планируется обеспечить также за счет средств субсидий из федерального бюджета. В соответствии с методологией АКРА кредитные рейтинги эмиссий приравниваются к кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги»  — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A100MV5, RU000A100B40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и ее облигационных выпусков (RU000A1017H9, RU000A100MV5, RU000A100B40) был опубликованы АКРА 02.06.2017, 24.12.2019, 26.07.2019 и 26.04.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (RU000A1017H9, RU000A100MV5, RU000A100B40) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги», не выявлены.

АКРА не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Макаров
Директор, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 220
Денис Красновский
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.