Повышение кредитного рейтинга Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлено снижением его долговой нагрузки вследствие досрочного исполнения предприятием госсектора обязательств, по которым Краем была предоставлена государственная гарантия, а также уменьшением риска рефинансирования долговых обязательств Края в среднесрочной перспективе. Кредитный рейтинг поддерживается стабильными бюджетными показателями, умеренно высокой диверсификацией налоговых доходов и высоким уровнем собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние показатели социально-экономического развития.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при минимальном риске рефинансирования долговых обязательств. Соотношение долга Края и его текущих доходов снизилось с 57% на конец 2018 года до 35% на конец 2019–го. По итогам 2020 года указанное соотношение может возрасти до 42% вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) из-за пандемии. По состоянию на 01.01.2020 рыночный долг, представленный облигациями и банковскими кредитами с комфортным графиком погашения, составил, по оценке АКРА, 35% совокупного долга; 59% приходилось на бюджетные кредиты, основная доля которых подлежит погашению после 2023 года. Оставшиеся 6% — гарантия Края по обязательствам предприятия госсектора, вероятность выплат по которой оценивалась Агентством как высокая. В феврале 2020 года обязательства, обеспеченные гарантией Края, были досрочно исполнены должником в полном объеме. Текущий (на 01.05.2020) график погашения долга свидетельствует о минимальном уровне риска его рефинансирования: в 2020–2022 годах ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 10% текущего объема долга. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета (усредненный уровень1 процентных расходов в 2016–2020 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и в ноябре 2019 года приступил к размещению временно свободных средств на банковских депозитах. По состоянию на 01.05.2020 остатки на счетах по учету средств регионального бюджета в 1,2 раза превышают среднемесячные расходы краевого бюджета за январь–апрель 2020 года.
Самодостаточный бюджет при умеренно высокой операционной эффективности и растущих налоговых поступлениях. Усредненная доля ННД в общих доходах Края (без учета субвенций) в 2016–2020 годах составит более 86%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 14%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и отсутствии потребности в привлечении заемных средств в период с 2016 по 2020 год. Усредненные капитальные расходы в 2016–2020 годах составят 13% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Капитальные расходы финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что определяется особенностями налогового законодательства и присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценке АКРА, в 2016–2019 годах формировали порядка 13% и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (72% в 2018 году). Безработица в Крае снизилась с 6,0% в 2015 году до 4,8% в 2019–м. В 2019 году среднемесячная заработная плата в Регионе превысила региональный прожиточный минимум втрое.
Ключевые допущения
- снижение ННД в 2020 году не более чем на 20% по сравнению с уровнем 2019 года;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 10% ННД;
- сохранение высокого уровня собственной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение соотношения долга и текущих доходов Края ниже 30%;
- рост гибкости расходов бюджета;
- сокращение отставания экономических показателей Региона от среднестрановых уровней.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
- рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 50%;
- снижение капитальных расходов краевого бюджета ниже 10%;
- значительное снижения уровня ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА-(RU).
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА-(RU).
Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.