Кредитный рейтинг РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (публичное акционерное общество) (далее — РНКБ, Банк) обусловлен устойчивым, но концентрированным бизнес-профилем, сильной позицией по достаточности капитала, слабым риск-профилем и адекватной оценкой ликвидности и фондирования. Кроме того, факторами определения рейтинга являются умеренная степень системной значимости Банка для экономики РФ и очень сильное влияние государства на кредитоспособность Банка согласно методологии АКРА.

РНКБ — крупнейшая кредитная организация Крымского региона, доминирующая в Республике Крым и г. Севастополь по большинству показателей деятельности. Банк занимает 69-е место в Российской Федерации по размеру активов (на 01.02.2017) и 48-е место по размеру собственного капитала. РНКБ находится в собственности Российской Федерации (100%-й акционерный контроль), номинальный держатель пакета — Росимущество.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая вероятность экстраординарной поддержки Банка органами власти. РНКБ является доминирующим игроком на стратегически важном рынке — Крымском полуострове. Банкротство Банка может привести к существенному ухудшению в экономике Республики Крым и несет определенные риски для населения, поскольку РНКБ, в частности, проводит существенный объем социальных платежей. В то же время дефолт РНКБ не несет в себе существенных рисков для бюджетов Российской Федерации и регионов деятельности кредитной организации. По мнению АКРА, данные факторы свидетельствуют о средней степени системной значимости РНКБ.

Государство обладает акционерным (через 100%-е владение) и операционным (через определение стратегии и предоставление капитала) контролем над деятельностью РНКБ. Кредитуя важные инфраструктурные проекты в Республике Крым и г. Севастополь, РНКБ участвует в проектах государственной важности. Агентство считает, что государство оказывает очень сильное влияние на деятельность Банка.

Риски бизнес-профиля обусловлены региональной спецификой деятельности РНКБ, а также неопределенностью, возникающей в процессе присоединения ПАО «Крайинвестбанк». В настоящее время стратегия Банка направлена на увеличение объема портфеля ссудной задолженности преимущественно через рост кредитования МСБ и физических лиц в Республике Крым и г. Севастополь. Агентство указывает, что к настоящему времени рост кредитного портфеля происходил без существенного увеличения проблемной задолженности, однако «вызревание» кредитов, выданных в Крыму, может изменить ситуацию в худшую сторону.

По мнению АКРА Банк занимает доминирующее положение в основном регионе присутствия, главным образом в силу того, что лидеры рынка финансовых услуг отказываются от работы в Крыму из-за риска введения международных санкций. Агентство считает, что в случае снижения данного риска РНКБ может столкнуться с проблемами с реализацией стратегии.

Данный фактор, а также риски операционной интеграции «Крайинвестбанка» и сопутствующая этому стратегическая неопределенность ограничивают оценку Агентством реализуемой РНКБ стратегии развития.

Воздействие на оценку бизнес-профиля оказывают сильная диверсификация операционного дохода и выраженная региональная концентрация деятельности РНКБ.

По мнению Агентства, бизнес-профиль РНКБ выглядит слабее, чем у кредитных организаций, схожих с Банком по основным показателям развития, что понижает оценку Агентством данного фактора.

Высокие показатели достаточности собственного капитала как по международным стандартам (Tier1 = 67% на конец 2016 года), так и по регулятивным требованиям (Н1.2 = 45,93% на 01.03.2017) создают значительный буфер абсорбции потенциальных убытков.

Банк поддерживает прибыльность операций и при этом выплачивает часть прибыли в виде дивидендов. Коэффициент усредненной генерации капитала находится на умеренно высоком уровне (КУГК = 438 б. п.). Однако Агентство отмечает, что на показатели генерации капитала значительное воздействие оказывает результат 2014 года, который Банк показал до начала реализации нынешней стратегии.

По мнению Агентства, РНКБ сохранит показатели достаточности капитала на высоком уровне в процессе присоединения «Крайинвестбанка», которое может привести к необходимости создания дополнительных резервов по проблемной задолженности последнего.

АКРА отмечает высокое значение показателя чистой процентной маржи (NIM в 2016 году составил 8,2%) при ограниченной эффективности операций (CTI в 2016 году составил около 70%).

АКРА оценивает риск-профиль Банка как слабый, что обусловлено возможностью резкого увеличения уровня проблемных требований в ссудном портфеле в результате присоединения «Крайинвестбанка».

По оценке Банка, уровень просроченной задолженности (NPL 90+) по состоянию на 31.12.2016 не превышал 1%. АКРА считает, что данный показатель может существенно вырасти в процессе присоединения санируемого «Крайинвестбанка», качество кредитного портфеля которого является крайне низким.

В то же время в портфеле РНКБ присутствует ряд крупных кредитов, которые обуславливают существенную концентрацию задолженности (на 10 крупнейших заемщиков приходится более 40% ссудного портфеля).

В отраслевой структуре портфеля отсутствует концентрация на высокорискованных отраслях. Агентство отмечает, что Банк кредитует инфраструктурные проекты, которые могут нести повышенный уровень риска. Однако их доля в портфеле
(40% капитала Tier-1) не ведет к корректировке оценки риск-профиля по методологии АКРА.

Хотя кредитный портфель РНКБ показывал существенные темпы роста в 2016 году (рост около 100%), данный факт в значительной мере был связан с эффектом «низкой базы», что дает Агентству основания ограничить негативную корректировку. Вместе с тем АКРА отмечает, что планируемый Банком быстрый рост кредитного портфеля в будущем может стать негативным фактором для уровня рейтинга РНКБ.

Банк размещает большую долю активов (6%) в ценные бумаги, однако средства вкладываются в инструменты высокого качества, что ведет к снижению уровня принимаемого рыночного риска. Операционный риск в РНКБ также находится на приемлемом уровне.

Агентство оценивает качество управления рисками в Банке как удовлетворительное.

Позиция РНКБ по ликвидности и фондированию оценивается АКРА как адекватная. Агентство отмечает высокую обеспеченность обязательств с погашением в срок до 90 дней ликвидными активами. Коэффициент ПДКЛ, рассчитанный для РНКБ, показывает, что Банк обладает избытком ликвидности в размере 44,3 млрд руб. в базовом сценарии. В стрессовом сценарии Банк обладает избытком ликвидности на уровне 38,9%.

Указанная ситуация в основном определяется тем фактом, что РНКБ держит порядка 60% активов в виде денежных средств и требований к банкам и финансовым институтам (представленным организациями с высоким, по мнению АКРА, уровнем кредитоспособности). Дополнительным источником ликвидности может являться портфель ценных бумаг.

АКРА также не отмечает дисбалансов на более длительных сроках. Показатель дефицита долгосрочной ликвидности (ПДДЛ) превышает 75%, что свидетельствует об адекватном уровне обеспеченности обязательств.

Агентство отмечает низкую зависимость Банка от средств крупнейших кредиторов (вкладчиков), что позитивно сказывается на оценке фондирования. Вместе с тем более 60% всех обязательств по состоянию на 31.12.2016 составляют средства физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ключевые допущения

  • сохранение контроля государства над Банком;
  • сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев;
  • сохранение текущей структуры обязательств;
  • достаточность капитала 1-го уровня (Н1.2) не ниже 10% на горизонте 12–18 месяцев;

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

Стабильный прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • успешная реализация принятой стратегии;
  • увеличение масштаба бизнеса Банка;
  • снижение концентрации кредитного портфеля при сохранении его качества.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • ухудшение конкурентной среды в основном регионе присутствия Банка;
  • снижение кредитного качества активов в результате быстрого роста кредитного портфеля;
  • существенное ухудшение финансовых показателей РНКБ после присоединения «Крайинвестбанка».

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb.

Корректировки: влияние государства, +3 ступени к ОСК.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен РНКБ Банк (ПАО) впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с момента совершения рейтингового действия (7.04.2017).

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. По фактору «Риск-профиль» Банку дана оценка на одну ступень ниже расчетной, так как Агентство считает, что с учетом активов «Крайинвестбанка» существует очень высокая вероятность ухудшения кредитного качества ссудного портфеля Банка на консолидированной основе.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных
РНКБ Банк (ПАО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности РНКБ Банк (ПАО) по МСФО и отчетности РНКБ Банк (ПАО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 24.11.2016 № 4212-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, РНКБ Банк (ПАО) принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности РНКБ Банк (ПАО), не выявлены.

АКРА не оказывало РНКБ Банк (ПАО) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Валерий Пивень
Управляющий директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Светлана Коломытова
Эксперт, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 221
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.