Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (4,2 трлн руб. в 2018 году, или порядка 5% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. По оценкам АКРА, соотношение долга Региона и его текущих доходов (по методологии АКРА) может увеличиться вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Области и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете. Показатель вырастет с 30% на конец 2019 года до 41% на конец 2020-го и до 48% на конец 2021 года, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. На 01.10.2020 долг Области был представлен облигациями (53%), банковскими кредитами (35%) и бюджетными кредитами (12%). В 2020 году погашению подлежит 11% долговых обязательств Области, в 2021-м — 16%. Усредненный1 уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. До июля 2020 года Московская область регулярно размещала временно свободные средства бюджета на банковских депозитах. Процентные доходы от операций по управлению ликвидностью за последние четыре истекших года покрывают не менее половины объема процентных расходов Области. Правительство Московской области в случае необходимости финансирования прогнозируемых кассовых разрывов использует краткосрочный кредит, предоставляемый Управлением Федерального казначейства.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2017–2021 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит 91%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 13%. В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 4%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -10%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2019 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2019 году средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,9 раза). ВРП Области растет быстрее, чем в среднем по России: в 2018 году рост ВРП Области составил 3,2% при среднестрановом показателе 2,8%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2019 годах значительно опережали среднероссийский показатель (не менее 10% в год при среднестрановом уровне 2–3%).
Ключевые допущения
- снижение ННД Области в 2020 году на 5% с последующим ростом в 2021 году на 4%;
- сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- сохранение долговой стратегии, не предполагающей рост долговой нагрузки на бюджет Области выше 50% ННД;
- сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- сокращение долговой нагрузки ниже 30% текущих доходов областного бюджета;
- увеличение среднего срока долгового портфеля Области выше 3,5 лет.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
- значительное снижение ликвидности областного бюджета;
- увеличение долговой нагрузки Области выше 50% текущих доходов;
- существенное сокращение средней срочности рыночного долга.
Рейтинги выпусков
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3 , RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019, 23.12.2019 и 08.07.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.