АКРА подтвердило следующие рейтинги Республики Беларусь (далее — Беларусь) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Негативный», в национальной валюте — «Негативный».
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Снятие статуса «Рейтинг на пересмотре — негативный» и присвоение «Негативного» прогноза по суверенным кредитным рейтингам Беларуси отражает мнение АКРА о сохранении негативных тенденций в бюджетной, внешней позициях страны и динамике экономического роста, развертывание которых будет происходить более медленными темпами, чем ожидалось ранее. Сохраняющаяся политическая нестабильность остается дополнительным фактором риска для экономики. Вместе с тем смягчающими факторами выступают заметное восстановление экономики России в третьем квартале — основного торгового партнера Беларуси, достигнутая с ней договоренность о предоставлении кредита на 1,5 млрд долл. США и получение его части (0,5 млрд долл. США) от Евразийского фонда стабилизации и развития в октябре текущего года, высокая доля нерыночных заимствований в государственном долге, а также сохраняющийся доступ страны на внешние рынки, прежде всего российский.
Поддержку долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Беларуси на уровне B+ оказывают относительно высокий уровень благосостояния, умеренный, хотя и склонный к увеличению, уровень госдолга, положительные изменения в структуре экономики за счет развития частного сектора, а также высокое качество человеческого капитала. Сдерживающими рейтинг факторами являются слабая внешняя позиция, включая высокий уровень внешнего государственного долга, который, однако, заметно ниже, чем у стран с сопоставимым Индикативным кредитным рейтингом, высокий уровень валютизации банковской системы и невысокий потенциал экономического роста.
Несколько структурных факторов оказывают положительное влияние на суверенные кредитные рейтинги. Во-первых, это относительно высокий уровень благосостояния: Беларусь занимает третье место среди стран СНГ по ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения (19,9 тыс. международных долларов в 2019 году). Благосостояние в целом относительно равномерно распределено среди населения: значение коэффициента Джини, рассчитываемого Всемирным банком, одно из самых низких среди стран, для которых рассчитывается данный показатель. Однако в последние годы наблюдается увеличение разницы между средней и медианной зарплатой, что говорит о менее равномерном распределении благосостояния.
Достигнутый уровень благосостояния и относительная равномерность его распределения говорят о достаточном налоговом потенциале экономики Беларуси. Во-вторых, АКРА отмечает положительные структурные изменения в белорусской экономике, в частности, стремительное развитие таких отраслей, как информационные технологии (ИТ), туризм и т. д. Так, в 2019 году рост реального ВВП был практически наполовину обеспечен за счет сектора информации и связи, куда входит сектор ИТ (0,5 п. п. из 1,2% г/г).
Еще одним положительным фактором рейтинговой оценки стала стабилизация инфляции (4,7% г/г в декабре 2019–го), которая произошла благодаря проведению правительством и НБРБ взвешенной макроэкономической, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение макроэкономической, ценовой и финансовой стабильности. Устойчивость курса национальной валюты (как один из результатов этой политики) на фоне низкой инфляции в России сдерживала рост цен в Беларуси. АКРА ожидает, что инфляция в Беларуси составит около 6% в 2020 году, а в 2021–м снизится до 5,5% при отсутствии значительного обесценения национальной валюты. В сентябре 2020 года этот фактор привел к увеличению инфляции до 6,1%, что превысило установленный НБРБ ориентир в 5%, однако такие факторы, как введение ценового регулирования по некоторым группам товаров и снижение спроса в связи с ограничениями из-за распространения коронавируса, напротив, способствовали снижению роста цен в экономике.
По прогнозам АКРА, падение ВВП в 2020 году составит 3–5% по сравнению с ростом на 1,2% в 2019 году. Внешние шоки начала года — отсутствие соглашений с Россией по поставкам нефти в первом квартале 2020 года, негативно повлиявшее на загрузку производственных мощностей и экспорт нефтепродуктов, и снижение внешнего спроса, ограничившее рост цен на ряд ключевых экспортных товаров Беларуси, — были отчасти компенсированы сдержанным ухудшением внутреннего спроса, учитывая отсутствие в стране жестких карантинных мер. Более умеренное по сравнению с Россией и Казахстаном падение ВВП во втором квартале 2020 года (3,3% против 8,0% и 6,0% соответственно) и ежемесячная динамика ВВП указывают на стабилизацию падения. Однако нельзя сбрасывать со счетов риски второй волны пандемии и ее экономические последствия.
АКРА прогнозирует умеренный рост консолидированного госдолга Беларуси: с 41,9% в 2019 году до 50–53% ВВП по итогам 2020–го, включая гарантии. Такая динамика объясняется слабым ростом номинального ВВП, ожидаемым дефицитом бюджета и планируемым увеличением объема выдачи гарантий на предоставление кредитов предприятиям, в наибольшей степени пострадавшим от пандемии. В связи с тем, что подавляющая часть госдолга номинирована в иностранной валюте, значительнее влияние на данный показатель оказывает курс национальной валюты на конец года.
Снижение доходов бюджета в 2020 году обусловлено слабым ростом номинального ВВП, ожидаемым снижением налоговых поступлений (в том числе из-за введенных налоговых послаблений) и прекращением поступления доходов от так называемой перетаможки (зачисление экспортной пошлины от транзита российской нефти через территорию Беларуси в ее бюджет, а не в бюджет России), которые лишь отчасти покрываются межбюджетными трансфертами из бюджета России в бюджет Беларуси, предусмотренными в рамках новых соглашений между двумя странами. Учитывая эти факторы, а также запланированное относительно небольшое увеличение расходов для оказания поддержки экономике, АКРА оценивает дефицит бюджета страны по итогам 2020 года на уровне 4–5,5% ВВП.
Официальная оценка дефицита республиканского бюджета (составляющего 45% от бюджета сектора государственного управления в терминологии МВФ) в базовом сценарии — 2,1 млрд белорусских руб., в консервативном — 5,0 млрд белорусских руб. (около 4% ВВП). Для финансирования дефицита правительство активно использовало остатки республиканского бюджета в НБРБ в национальной валюте, которые уменьшились с 2,7% ВВП на начало 2020 года до 1,2% ВВП за июнь 2020 года. Остатки республиканского бюджета в иностранной валюте также могут служить источником покрытия дефицита в этом году. Кроме того, правительство выражало заинтересованность в размещении государственных облигаций в российских рублях до конца этого года на сумму 10,0 млрд руб. (0,3 млрд белорусских руб., около 0,2% ВВП). АКРА отмечает стабилизацию ценовых условий для заимствований в российской валюте, доходности по обращающимся выпускам приблизились к доходностям их размещения. Госдолг Беларуси состоит в основном из межгосударственных кредитов и кредитов международных организаций, что объясняет относительно невысокие процентные платежи по нему.
Существующие риски реализации условных обязательств, связанных с экспортно ориентированными крупными компаниями и банками, повысились из-за снижения внешнего спроса и обесценения национальной валюты. По итогам восьми месяцев 2020 года задолженность компаний увеличилась на 18%. Чистая прибыль за аналогичный период сократилась более чем втрое, а доля средств, направляемых на обслуживание долга в 2020 году, достигала 33,3% выручки. Состояние банковского сектора страны в целом оценивается как стабильное, однако некоторые показатели финансовой устойчивости ухудшились с начала года. Например, достаточность нормативного капитала банковского сектора снизилась с 17,8% в январе до 16,8% в начале июля, а доля необслуживаемых активов в активах, подверженных кредитному риску, выросла с 4,6 до 5,1% за указанный период. Для поддержки кредитования в условиях повышенного влияния внешних негативных факторов НБРБ применил ряд контрциклических мер, связанных со снижением части пруденциальных требований, а также смягчил подходы к расчету некоторых нормативов. Кроме этого, за счет республиканского бюджета было докапитализировано на 1,2 млрд белорусских руб. (1,0% ВВП) ОАО «Агентство по управлению активами», основной деятельностью которого является реформирование и оздоровление сельскохозяйственного сектора. Вызывает опасение и отток вкладов физических лиц из банковской системы. В марте и августе этого года они вывели 1,6 трлн белорусских руб. и 0,7 млрд долл. США из депозитов. Указанный отток был отчасти компенсирован увеличением депозитов в иностранной валюте юридически лиц, которые увеличились в текущем году на 0,6 млрд долл. США.
Относительно слабая оценка внешней позиции Беларуси связана с высокой долей внешнего долга и ожидаемым умеренным ростом дефицита счета текущих операций. Кроме того, влияние оказало наблюдавшееся в первом полугодии снижение уровня международных резервов на фоне погашения внешних и внутренних валютных обязательств правительства и НБРБ, а также с учетом проводимых интервенций для поддержания курса национальной валюты. Так, с января по август текущего года сумма платежей по валютному долгу правительства и НБРБ составила 2,8 млрд долл. США, а международные резервы, включающие в себя валютные остатки бюджетов, снизились за указанный период на 1,9 млрд долл. США (до 7,5 млрд долл. США). Размещение государственных еврооблигаций на 1,25 млрд долл. США позволило увеличь резервы на соответствующую сумму.
По данным на 01.07.2020 внешний долг Беларуси (с учетом межфирменного кредитования) составлял 65,7% ВВП, а в его структуре преобладали государственный долг и долг компаний/банков с государственным участием. Благодаря размещению еврооблигаций покрытие резервами предстоящих в течение года платежей по внешнему долгу в первой половине года улучшилось с 52 до 54%. Таким образом, сохраняются относительно высокие риски рефинансирования внешнего долга компаний. Однако, по мнению АКРА, из-за сохраняющегося давления на курсы валют развивающихся рынков, а также в связи с необходимостью погашения внешних обязательств правительства международные резервы к концу года могут опуститься ниже установленного НБРБ минимального значения в 7,3 млрд долл. США (в сентябре они уже снизились до 7,31 млрд долл. США).
По итогам 2020 года АКРА ожидает углубление дефицита счета текущих операций на уровне 2,5–3,5% ВВП по сравнению с 1,8% в 2019 году. Негативные факторы будут перевешивать позитивные. Увеличившиеся оттоки по первичному счету и негативное влияние на счет вторичных доходов от «перетаможки» привели к более слабому балансу счета текущих операций — дефицит в 1,1 млрд долл. США по сравнению с 0,8 млрд долл. США годом ранее. Однако благодаря снижению импорта, в основном связанному с падением поставок нефти из России, баланс торговли товарами и услугами в первой половине 2020 года улучшился до 0,7 млрд долл. США (по сравнению с 0,3 млрд долл. США за первую половину 2019 года).
Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) в целом соответствуют индексам стран СНГ и государств со схожим уровнем Индикативного кредитного рейтинга (BB+). Индекс контроля над коррупцией (Control of corruption) улучшался в стране в течение последних десяти лет и на сегодняшний день является одним из самых высоких в СНГ. Индекс качества регулирования (Regulatory quality) также растет, что в том числе говорит о положительных эффектах стимулирующей политики государства для развития частного сектора. Однако Агентство не исключает, что рост политической активности в стране после прошедших президентских выборов может привести к переносу сроков начала реализации структурных реформ и отсрочить получение от официальных кредиторов финансирования, необходимого для поддержки экономики.
Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).
Результаты применения суверенной модели
В базовой части рейтинговой модели Индикативный кредитный рейтинг Республики Беларусь определяется на уровне ВВ+. Тем не менее рейтинговый комитет принял решение использовать Индикативный кредитный рейтинг на уровне ВВ для определения Итогового кредитного рейтинга. Согласно методологии, была применена консервативная корректировка, так как индикативная оценка кредитоспособности незначительно пересекла нижнюю границу ВВ+.
Один из модификаторов в коррекционной части модели, определенный Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг:
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- условные обязательства и риск их реализации;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- доступ к рынку и источники фондирования;
- уязвимость платежного баланса;
- устойчивость внешнего долга;
- политическая нестабильность и недавние политические решения.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается на 2 ступени. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне B+.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.
- Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.
- Снижение риска реализации условных обязательств благодаря эффективным структурным реформам в государственном секторе.
- Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Увеличение государственного долга при сохранении высокой доли валютного долга.
- Существенное увеличение доли краткосрочного государственного долга.
- Сохранение неблагоприятной внешней конъюнктуры или ее ухудшение, способное оказать давление на национальную валюту.
- Продолжительный период политической нестабильности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, информации предоставленной Республикой Беларусь, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.