Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и высоким уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2018 года. В Регионе проживает 3,2 млн человек.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам структуре долга. Соотношение долга Региона и его текущих доходов может увеличиться с 30% на конец 2019 года до 34–35% на конец 2020-го вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете. По оценкам АКРА, в 2021 году указанное соотношение будет ниже 43%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. По состоянию на 01.10.2020 в структуре долга Области преобладают облигации (64%), остальная часть — бюджетные кредиты (36%). Благодаря этому ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 16% текущего объема долга (не более 7,9 млрд руб.). Усредненный1 уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для бюджета Региона.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Законом об областном бюджете на 2020 год предусмотрено снижение ННД на 8% по сравнению с 2019-м и исполнение бюджета с дефицитом порядка 15% ННД. Финансирование дефицита планируется осуществить как за счет средств, накопленных в предыдущие годы, так и посредством увеличения долговой нагрузки. По прогнозу АКРА, несмотря на возможное снижение ННД в 2020 году, достаточная гибкость расходной части бюджета позволит Региону обеспечить исполнение бюджета с дефицитом не выше указанного уровня.
За восемь месяцев 2020 года доходы областного бюджета превысили показатель за аналогичный период 2019 года на 8%, что обусловлено ростом трансфертов из федерального бюджета. ННД Области уменьшились на 7% в основном из-за снижения поступлений по налогу на прибыль. По итогам восьми месяцев 2020 года областной бюджет был исполнен с промежуточным профицитом 11 млрд руб.
Усредненная доля ННД в общих доходах Самарской области (без учета субвенций) в 2017–2021 годах превысит 82%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 11%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2017–2021 годах составят 20% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций).
Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, превышающем среднемесячные расходы бюджета. По состоянию на 01.10.2020 средства, размещенные Самарской областью на банковских депозитах, в 1,4 раза превышали среднемесячные расходы ее бюджета за восемь месяцев 2020 года. Управление Регионом временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.
Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. Основой экономики Региона являются обрабатывающая промышленность и добыча нефти (22,0 и 20,8% ВРП в 2018 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (42,5% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2018 году) и химическое производство (18,2% объема отгруженных товаров). В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 83% от среднестранового уровня. В 2019 году безработица в Области составила 3,9%, среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
- снижение ННД Области в 2020 году не более чем на 10% по сравнению с уровнем 2019 года и их рост в 2021 году на 2%;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- сохранение консервативной долговой политики;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;
- достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
- существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;
- увеличение долговой нагрузки Области выше 45% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35010 (ISIN RU000A0JUQP7); срок погашения — 01.07.2021, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).
Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5); срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JUQP7, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JUQP7, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JUQP7, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.