Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен ограниченной гибкостью бюджетных расходов, низким уровнем ликвидности и контрцикличной экономикой Региона. Рейтинг ограничен отстающими от среднестранового уровня показателями развития региональной экономики.

Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. По оценке Области, в 2019 году ее ВРП составил порядка 351,4 млрд руб., и примерно треть его формирует сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Несмотря на зависимость регионального бюджета от федеральных трансфертов, негативные последствия пандемии сглаживает преобладание налога на доходы физических лиц. Бюджет Области в значительной мере зависит от перечислений из вышестоящего бюджета: усредненная1 доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 54,1%. В структуре налоговых доходов Региона преобладает налог на доходы физических лиц, который на протяжении 2016–2019 годов в среднем составлял 37,6%, налог на прибыль организаций — 23,2%.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

За девять месяцев 2020 года поступления по НДФЛ увеличились на 7,9% относительно аналогичного периода прошлого года, безвозмездные поступления — на 37,5%. Поступления по налогу на прибыль также выросли относительно аналогичного периода предыдущего года — на 13,3%. Рост в значительной мере обеспечили поступления от текстильной промышленности, торговли и деятельности с недвижимым имуществом (вероятно, в связи с новым для Региона предприятием).

Поступления по налогам на товары и услуги практически не изменились (возросли на 0,9%). В то же время значимые для бюджета Области поступления по налогам на имущество в рассматриваемый период ожидаемо сократились на 14,7%.

По прогнозу АКРА, ННД регионального бюджета могут сократиться в 2020 году на 3,2% относительно предыдущего года, однако за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета совокупные доходы Области вырастут на 13,5%, а рост совокупных расходов может составить порядка 12,0%.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2017–2021 годах составит 20,0%. В среднем Регион финансирует более половины капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, направляемых на развитие аграрно-промышленного комплекса.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2017–2021 годы составит 8,1%. Показатель модифицированного бюджетного дефицита исключительно отрицательный, что указывает на достаточный уровень текущих доходов для покрытия текущих расходов, а также на необходимость наращивания долга в целях финансирования капитальных расходов.

Несмотря на рост абсолютного размера долга, оценка фактора долговой нагрузки неизменна благодаря росту текущих трансфертов. Соотношение долга и текущих доходов Области на конец 2019 года составило 46,8%. Несмотря на рост абсолютного размера долга, долговая нагрузка, по оценке АКРА, на конец 2020 года незначительно сократится до 44,1%, в основном за счет увеличения текущих трансфертов.

По состоянию на 01.10.2020 государственный долг Области был представлен государственными ценными бумагами (43,6%), бюджетными (32,8%, включая кредит Управления федерального казначейства (УФК), — 12,4%) и банковскими кредитами (23,6%) и составлял 18,6 млрд руб.

По состоянию на начало 2020 года максимальный объем выплат/рефинансирования долга ожидался в 2022 году (26,6%). По состоянию на 01.10.2020 максимальный объем выплат/рефинансирования приходился на 2023 год. В ближайшие три года Региону предстоит погасить или рефинансировать 44,2% долга.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 2,8% усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций).

Ограниченная ликвидность бюджета Региона. На протяжении 2016–2020 годов у Региона возникает потребность в привлечении ликвидности, модифицированный свободный денежный поток исключительно отрицательный и в среднем за рассматриваемый период составляет порядка -2 млрд руб.

Оценка ликвидности характеризуется небольшим объемом остатков на счетах при наличии некоторого объема невыбранных банковских кредитных линий со сроком выборки более года. На 01.10.2020 объем остатков на бюджетных счетах Области составил 45,4% от размера среднемесячных расходов за девять месяцев 2020 года. У Области заключен договор с УФК о предоставлении краткосрочного бюджетного кредита.

Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием нецикличной отрасли — АПК. В структуре ВРП доля сельского хозяйства составляет 22–25% ежегодно. Вместе с пищевой промышленностью сельское хозяйство может формировать до трети ВРП Региона. Эта отрасль не является высокомаржинальной, однако она нециклична.

Несмотря на аграрно-промышленную специфику Региона, налоговые поступления в его бюджет диверсифицированы. В 2019 году максимальный вклад в доходы бюджета, по оценке АКРА, вносил государственный сектор —  22,6% налоговых доходов регионального бюджета. Доля обрабатывающих производств составила 19,6%, на долю сельского и лесного хозяйства, охоты и рыбной отрасли пришлось 11,1%. Совокупно на АПК, по оценке АКРА, в 2019 приходится не более 17,3%.

В 2016–2019 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составляло 2,7, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения, при этом наблюдается растущее отставание от среднестранового уровня (в 2015 году — 66,9%, в 2018–м — 55,9%).

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2020 году не более чем на 3% по сравнению с 2019–м;
  • сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли ННД в общих доходах (без учета субвенций);
  • рост уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение объема трансфертов из федерального бюджета;
  • значительный рост долговой нагрузки по итогам текущего года;
  • снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги  Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.  При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг  Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.