Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокой долей собственных доходов и капитальных расходов. Рейтинг сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). По оценке Региона, ВРП в 2019 году составил 600 млрд руб. (порядка 0,7% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Снижение собственных доходов компенсируется за счет роста безвозмездных поступлений. По итогам восьми месяцев текущего года доходы областного бюджета увеличились на 9% относительно аналогичного периода 2019 года, в это же время налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) сократились на 7%. Ключевую роль в снижении ННД сыграло сокращение поступлений по налогу на прибыль на 21% к показателю прошлого года; налоги на совокупный доход снизились на 13%, а поступления по налогам на имущество — на 1%. Вместе с этим безвозмездные поступления увеличились за истекшую часть 2020 года на 80% относительно аналогичного периода прошлого года. Благодаря этому промежуточный дефицит составил менее 1% ННД.

Закон об областном бюджете1 предусматривает снижение ННД на 4% в 2020 году относительно показателя 2019-го, при этом плановые расходы увеличатся на 16%. Наиболее значительное снижение налоговых поступлений придется на налог на прибыль, который по итогам 2020 года сократится на 14% относительно величины прошлого года. При этом планируемый прирост поступлений по налогам на товары и услуги на 46% должен максимально сгладить снижение поступлений по налогу на прибыль. Рост объема безвозмездных поступлений на 53% в 2020 году позволит получить 10%-й прирост совокупных доходов бюджета и отчасти нивелировать рост расходной части бюджета. Плановый объем дефицита составит 16% ННД по итогам года.

По прогнозам АКРА, в 2020 году налоговые поступления могут сократиться более значительно, чем предполагалось законом о бюджете Области. Агентство ожидает, что в этом случае Регион может сократить расходную часть бюджета за счет снижения капитальных и текущих расходов относительно уровня прошлого года. По оценке АКРА, полученный по итогам года дефицит на уровне 15% ННД будет частично профинансирован за счет накопленной ликвидности, частично — за счет увеличения объема долга.

Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов может значительно снизиться — до 2% по итогам 2020 года (с 12% годом ранее), что объясняется значительным приростом текущих расходов. Усредненное2  соотношение данных показателей в 2017–2021 годах составит порядка 10%, что позволит ему остаться на умеренно высоком уровне по методологии АКРА. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достичь минус 7%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов Липецкой области для покрытия ее текущих расходов, но при этом указывают на растущую потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 78%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне 24%.


1 Закон Липецкой области от 17.12.2019 N 318-ОЗ (ред. от 27.08.2020) «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Оценка долговой нагрузки останется высокой, несмотря на значительный рост долга. За девять месяцев 2020 года долг Липецкой области увеличился на 4,2 млрд руб. и на 01.10.2020 составлял 16,8 млрд руб. Долг вырос за счет привлечения кредита Управления Федерального казначейства (далее — УФК) на 3,2 млрд руб., который Области предстоит вернуть до конца ноября текущего года. Долг Региона на 56% представлен бюджетными кредитами и на 44% — облигациями. Гарантии составляют менее 1% общего объема долга. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В случае сохранения текущего графика выплат по реструктуризированным бюджетным кредитам в 2021–2024 годах Области предстоит выплачивать не более 16% долга ежегодно. На 01.10.2020 Региону предстояло погасить 29% долга (4,9 млрд руб.) до конца текущего года.

По оценкам Агентства, отношение долга к текущим доходам может увеличиться до 25% по итогам 2020 года в связи с ожидаемым ростом расходной части бюджета без единовременного роста доходов. При этом оценка долговой нагрузки, по методологии АКРА, сохранится на высоком уровне.  Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

С начала 2019 года остатки на счетах на конец месяца составляли в среднем порядка 100% ежемесячных расходов областного бюджета. Однако большая часть свободной ликвидности Региона может быть использована к концу текущего года для финансирования возможного дефицита.

Между Липецкой областью и УФК заключены соглашения на предоставление бюджетных кредитов в 2020 году, последнее привлечение состоялось в июне текущего года. По состоянию на 01.10.2020 объем открытых, но не использованных Областью кредитных линий сроком более одного года составляет 1 млрд руб.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического сектора составил 39% в 2016–2019 годах. Крупнейшим налогоплательщиком области исторически является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает реализацию рисков, связанных с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий металлургического комплекса на фоне изменения макроэкономической ситуации.

В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 87% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 год. В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 9% относительно показателя 2019 года;
  • сокращение капитальных и текущих расходов относительно параметров 2019 года;
  • прирост совокупной величины расходов по итогам 2020 года не более чем на 10% относительно показателя 2019 года;
  • дефицит бюджета не выше 15% ННД Региона;
  • рост долга в 2020 году не более чем на 18% относительно 2019 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
  • сохранение текущего уровня долговой нагрузки;
  • исполнение бюджета без дефицита по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение операционной эффективности бюджета до значений ниже 10% в совокупности с растущей потребностью в долговом финансировании;
  • снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU);

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.