Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,7% населения РФ и создается примерно 5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. Соотношение долга Города и его текущих доходов (по методологии АКРА) может увеличиться с 5% на конец 2019 года до 23% на конец 2020 года вследствие ожидаемого снижения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Города в 2020 году относительно уровня 2019-го и предусмотренного законом о городском бюджете привлечения новых заимствований для финансирования дефицита. Тем не менее указанный показатель соответствует низкому уровню долговой нагрузки. АКРА ожидает, что в 2021–2022 годах долговая нагрузка Города останется на уровне менее 50% ННД. По состоянию на 01.11.2020 долг Города представлен исключительно облигационными займами с погашением в 2022–2027 годах. Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Город своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах и посредством операций РЕПО под залог облигаций федерального займа и облигаций Города. По состоянию на 01.09.2020 временно свободные средства городского бюджета были сопоставимы со среднемесячными расходами городского бюджета за восемь месяцев 2020 года.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Санкт-Петербурга характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2017 по 2021 год усредненное1 соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит 97%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне 17%. В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -10%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель на 30–40%. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2016–2019 годах не превышает 16%. Безработица в Городе находится на стабильно низком уровне и в указанном периоде (с 2016 по 2019 год) не превышала 2%. В 2020 году уровень безработицы в Санкт-Петербурге увеличился и достиг в июне — августе 3,6% при среднестрановом уровне 6,3%.
Среднемесячная заработная плата в 2019-м превысила городской прожиточный минимум в пять раз.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Ключевые допущения
- снижение ННД Города в 2020 году на 9% по сравнению с 2019-м и их рост на 4% в 2021-м;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не выше 19% ННД;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- сохранение консервативной долговой политики;
- сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов Города;
- существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017 и 22.10.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.