Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки в совокупности с плавным графиком погашения долга и высокой оценкой финансового профиля Области. Рейтинг сдерживается показателями экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, а также зависимостью доходов бюджета от металлопромышленного комплекса.

Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения РФ). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) в 2019 году составил 1 502 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Значительный прирост безвозмездных поступлений отчасти компенсирует снижение собственных доходов бюджета. По оценке Челябинской области, снижение собственных доходов бюджета в 2020 году относительно 2019–го составит 11% (-14,8 млрд руб.). Прирост безвозмездных поступлений более чем на 70% по итогам 2020 года позволит избежать падения совокупных доходов бюджета — они увеличатся на 7% по результатам года. Однако, наряду с ростом доходов, Область прогнозирует значительное увеличение расходов по итогам 2020 года — на 30% (+52,9 млрд руб.) по сравнению с показателем 2019 года. По оценке Области, дефицит бюджета в 2020 году составит 34% налоговых и неналоговых доходов бюджета (41,2 млрд руб.). Финансирование образовавшегося дефицита запланировано большей частью за счет привлечения долгового финансирования
и частично за счет накопленной ликвидности.

АКРА полагает, что высокая гибкость бюджетных расходов может позволить Региону снизить показатель прогнозного дефицита, например, за счет сокращения объема капитальных расходов относительно прогнозируемого объема. При этом низкая долговая нагрузка Региона (даже в случае исполнения оценочных параметров бюджета) позволит профинансировать часть возможного дефицита без ухудшения оценки долговой нагрузки Области.

Бюджет Региона характеризуется высоким показателем доли операционного баланса в текущих доходах. За период 2017–2021 годов усредненное1 значение показателя составит порядка 19%. Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 81%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в период 2017–2021 годов высока и оценивается на уровне 31%.

Начиная с 2017 года соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов было положительным. По итогам 2019 года значение показателя составило 4%. АКРА ожидает снижения усредненного показателя по итогам 2020 года до -6% из-за дефицита бюджета. Данные показатели свидетельствуют о нарастающей потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Долговая нагрузка сохранится на низком уровне. С начала 2020 года долг Челябинской области снизился на 12% (-2 млрд руб.) и на 01.10.2020 составил 14 млрд руб. Долг Региона на 63% представлен бюджетными кредитами и на 37% — гарантиями. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В сентябре 2020 года Область заключила с Минфином России дополнительные соглашения по реструктурированным в 2017 году бюджетным кредитам. Благодаря этим соглашениям срок погашения задолженности увеличился вплоть до 2029 года. При этом в текущем году выплаты по бюджетным кредитам отсутствуют.

Согласно текущему графику погашения, в ближайшие пять лет Области предстоит выплачивать не более 9% долга ежегодно. В ближайшие два года необходимо погасить 7% долгового портфеля. На 01.10.2020 у Региона нет выплат по долговым обязательствам до конца текущего года.

На конец 2019 года соотношение долга и текущих доходов Региона составляло 10%. По оценкам Агентства, этот показатель может вырасти до 25% по итогам 2020 года в связи с ожидаемым ростом расходной части бюджета без единовременного роста доходов. При этом объем долга может увеличиться до 42 млрд руб. из-за финансирования возможного дефицита. Процентные расходы необременительны для Региона: отношение усредненных процентных расходов к усредненным расходам бюджета (без учета субвенций) за 2017–2021 годы составит менее 1%.

Остатки на счетах на начало 2020 года превосходили весь долг Области. С начала 2019 года остатки на счетах Региона превышали его ежемесячные расходы в среднем в два раза. Исходя из оценки Области, три четверти объема ликвидных средств будут использованы для финансирования дефицита текущего года.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, до 40% налоговых поступлений Области может приходиться на металлообрабатывающие отрасли. По итогам 2019 года 15 из 20 крупнейших по выручке предприятий Области относились к сферам деятельности, связанным с металлургическим комплексом. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».

В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 75% от среднестранового уровня. Усредненный уровень безработицы за период 2016–2019 годов составил 5,6%. Среднемесячная заработная плата в 2019 году превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.

Ключевые допущения

  • снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 11% относительно показателя 2019 года;
  • прирост объема безвозмездных поступлений на 71% по сравнению с 2019 годом;
  • прирост расходов относительно параметров 2019 года не более чем на 30%;
  • дефицит бюджета, не превышающий 34% собственных доходов Региона;
  • рост долга в 2020 году до 25% текущих доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом значительно ниже прогнозного уровня;
  • сохранение уровня ликвидности бюджета;
  • опережающий среднестрановые темпы рост ВРП на душу населения.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше 34% собственных доходов;
  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
  • значительное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза  в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.