Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 28.09.2020.
Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Оценка экономического профиля |
|
Оценка экономического профиля1 |
3 |
Оценка финансового профиля |
|
Итоговая оценка финансового профиля2 |
8 |
Кредитный рейтинг |
BBB(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Краткая информация о регионе
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2018 году в Регионе проживало 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
Крупнейшими населенными пунктами Новгородской области являются Великий Новгород (38% населения Области на 01.01.2020), Боровичи (8%) и Старая Русса (5%).
Факторы рейтинговой оценки
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью
В 2018 году ВРП Новгородской области на душу населения составил 434 тыс. руб. (75% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 78%.
В 2012–2017 годах индекс физического объема ВРП Области превышал среднестрановой показатель, однако в 2018 году оказался ниже него. В 2018 году ВРП Региона уменьшился на 2,1%, тогда как ВРП в среднем по России вырос на 2,8%.
Рисунок 1. Динамика индекса физического объема ВРП Новгородской области с 2006 по 2018 год
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Источник: Росстат
Экономику Области можно назвать диверсифицированной. Максимальный вклад в ВРП (в 2018 году порядка трети ВРП Области) вносят обрабатывающие производства. По итогам 2018 года на химическое производство приходилось 35,4% отгруженной продукции обрабатывающих производств, на пищевую промышленность — 20%, на обработку древесины и производство бумажных изделий — порядка 14,8%.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области в 2018 году
Источник: Росстат
Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон». По объему выручки (67 млрд руб. за 2019 год) ПАО «Акрон» примерно в три раза опережает ближайшего конкурента среди зарегистрированных в Регионе. На протяжении последних пяти лет в среднем 18% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет обеспечивают предприятия химической промышленности (в основном за счет ПАО «Акрон»). Однако общий объем налоговых поступлений зависит от ПАО «Акрон» в значительно меньшей степени по причине низкой доли НДФЛ от химической промышленности.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные в Новгородской области
Компания |
Вид деятельности |
Выручка |
---|---|---|
ПАО «Акрон» |
Производство удобрений и азотных соединений |
67 112 |
ООО «Дом одежды» |
Торговля розничная обувью и изделиями из кожи |
20 189 |
ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» |
Оптовая торговля топливом |
18 897 |
АО «Боровичский комбинат огнеупоров» |
Производство огнеупорных изделий |
14 431 |
ООО «ТК НовМетиз» |
Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах |
13 769 |
ООО «Эра Эйч Пи Си Дистрибьюшн» |
Оптовая торговля прочими бытовыми товарами |
13 378 |
ООО «ЭККО-РОС» |
Розничная торговля обувью |
11 581 |
ООО «ТНС энерго Великий Новгород» |
Торговля электроэнергией |
10 042 |
ОАО «ВНМД» |
Производство мясных изделий |
9 870 |
ООО «Новгородпродукт» |
Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями |
9 669 |
Источник: «СПАРК-Интерфакс»
Несмотря на то что доля проживающего в Регионе населения трудоспособного возраста ощутимо ниже, чем в целом по РФ (приблизительно на 3 п. п.), уровень безработицы в Регионе по методологии Международной организации труда стабильно ниже среднестрановых значений (региональный показатель снизился с 4,9% в 2016 году до 3,6% в 2019-м). Доля населения старше трудоспособного возраста в Новгородской области, напротив, выше среднероссийского показателя примерно на 4 п. п. С 2000 года население Области сократилось на 16%. Если показатель безработицы будет невысоким, сокращение населения может спровоцировать дефицит кадров и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами.
Крупнейшими работодателями Новгородской области являются предприятия обрабатывающей промышленности (21,5% занятого населения в 2018 году), на втором месте — торговля (опт и розница) и ремонт (16,9%). Средняя заработная плата в Регионе в 2019 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в 2,7 раза.
Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Новгородской области
Источник: Росстат
Регион характеризуется сравнительно низким уровнем урбанизации (в городах проживает 71,5% населения) и невысокой плотностью автомобильных дорог.
Умеренные показатели бюджетного профиля
Бюджет Новгородской области характеризуется умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы4): в 2017–2021 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 72%. За период с 2015 по 2019 год безвозмездные поступления увеличились в 2,3 раза, рост собственных доходов составил 21%. В 2020 году, по оценке АКРА, ННД Региона могут оказаться на 10% ниже уровня предыдущего года из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
Наибольшую часть налоговых поступлений в бюджет Области формируют НДФЛ и налог на прибыль, на которые в 2015–2019 годах приходилось в среднем по 30% ННД. Доля региональных налогов5 в ННД увеличилась с 16% в 2016 году до 19% в 2019–м.
5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рисунок 4. Динамика ННД бюджета Новгородской области, млн руб.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Налоговые поступления в областной бюджет диверсифицированы: доля поступлений от одной отрасли (подотрасли) не превышает 15–16%. Химическое производство формирует в разные годы от 6 до 15%. Налоговые доходы от государственного сектора (государственное управление, образование и здравоохранение) невысоки и в период с 2016 по 2019 год не превышали 15%.
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов6 Новгородской области, 2019 год
6 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -5%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 15%. За счет трансфертов из федерального бюджета финансируется в среднем порядка 30–40% капитальных расходов Области.
В 2016–2019 годах фактические данные об исполнении собственных доходов бюджета незначительно отличались от запланированных показателей (последняя редакция закона о бюджете). В 2018–2019 годах были существенно пересмотрены поступления по налогу на прибыль (на 15–20% в сторону увеличения) и по налогам на товары и услуги (на 13–15% в сторону уменьшения).
Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Немногим более трети совокупных доходов муниципальных образований формируют ННД, подавляющую часть которых составляют доходы от НДФЛ.
Умеренный уровень долговой нагрузки при неравномерном графике погашения долга
На конец 2019 года долг Новгородской области составил 45% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными кредитами (64%) и банковскими кредитами (36%). По оценке АКРА, вследствие возможного снижения ННД Области и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита бюджета соотношение долга и текущих доходов Региона на конец 2020 года может вырасти до 57%, на конец 2021 года — до 66%. Данные показатели соответствуют умеренному уровню долговой нагрузки по методологии АКРА.
Рисунок 6. Структура государственного долга Новгородской области, млн руб.
Источник: Минфин России, Новгородская область, расчеты АКРА
По состоянию на 01.09.2020 объем долга Области и его структура не изменились по сравнению с началом года. Средний срок погашения долговых обязательств Области составляет порядка трех лет. В 2020 году риски рефинансирования задолженности у Новгородской области отсутствуют. В 2021 году Области предстоит погасить или рефинансировать весь банковский долг. Погашение будет осуществляться поэтапно в течение года, что отчасти снижает риск рефинансирования.
Рисунок 7. График погашения государственного долга Новгородской области на 01.09.2020, млн руб.
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Отношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составит менее 2%, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности расходов на обслуживание долга для областного бюджета.
Предоставление Областью государственных гарантий в 2020–2022 годах законом об областном бюджете не предусмотрено.
Соотношение долга муниципальных образований Области и их собственных доходов в 2016–2019 годах находилось в диапазоне от 55 до 59%. Основная доля долга муниципальных образований (74% долговых обязательств на 01.01.2020) — кредиты банков. Относительная стоимость долга всех муниципальных образований Новгородской области ежегодно составляет порядка 1,2% от их совокупных расходов.
Финансовый долг предприятий госсектора Региона является незначительным и в рамках рейтингового анализа не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.
Сведения о просроченной кредиторской задолженности Области перед поставщиками или о существенных объемах коммерческих обязательств, которые могли бы повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.
Средний уровень ликвидности бюджета
Новгородская область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.09.2020 остатки на счетах составили порядка 50% среднемесячных расходов областного бюджета за семь месяцев 2020 года.
Остатки средств на счетах бюджета на начало месяца, как правило, ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый УФК краткосрочный кредит.
Рисунок 8. Баланс ликвидности7 Новгородской области, млрд руб.
7 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Новгородская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Новгородская область не имеет права размещать временно свободные средства на банковских депозитах.
Аналитические корректировки
Отсутствуют.
Ключевые допущения
- сокращение в 2020 году объема ННД Региона не более чем на 10% по сравнению с уровнем 2019 года с последующим ростом на 15% в 2021 году;
- сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
- снижение относительной долговой нагрузки;
- устойчивый рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
28.09.2020 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
17.06.2020 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
27.12.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
16.07.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
25.01.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
27.07.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
---|---|---|---|---|
Среднемесячная заработная плата, руб. |
27 914 |
29 311 |
31 462 |
32 174 |
Среднегодовой прожиточный минимум (трудоспособное население), руб. |
10 709 |
11 035 |
11 322 |
11 905 |
ВРП на душу населения, руб. |
396 336,2 |
414 521,2 |
434 229,5 |
|
ВРП, млн руб. |
243 392,9 |
252 650,2 |
262 008,0 |
|
Безработица, % |
4,9% |
4,7% |
4,2% |
3,6% |
Темп прироста ВРП (в текущих ценах) |
4,0% |
3,8% |
3,7% |
|
Темп прироста ВРП (в постоянных ценах) |
1,6% |
1,9% |
-2,1% |
|
Источник: Новгородская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
29 441,17 |
31 403,08 |
35 808,97 |
35 131,25 |
32 990,93 |
ННД |
21 110,84 |
22 153,39 |
23 585,25 |
21 257,76 |
24 357,01 |
Налоговые доходы8 |
20 375,40 |
21 358,07 |
22 753,06 |
20 436,12 |
|
Налог на прибыль организаций |
5 688,08 |
6 597,05 |
8 020,88 |
5 454,20 |
|
Налог на доходы физических лиц |
6 523,44 |
6 872,55 |
6 745,48 |
6 408,20 |
|
Налоги на товары (включая акцизы) |
2 976,84 |
2 811,66 |
2 955,12 |
4 326,16 |
|
Налоги на совокупный доход |
944,78 |
546,77 |
496,45 |
394,71 |
|
Налоги на имущество |
4 201,00 |
4 496,34 |
4 501,63 |
3 819,52 |
|
Прочие поступления |
735,44 |
795,32 |
832,19 |
821,64 |
|
Безвозмездные поступления |
8 330,33 |
9 249,69 |
12 223,71 |
13 873,49 |
8 633,93 |
Расходы бюджета |
29 325,60 |
30 924,27 |
35 730,29 |
38 953,05 |
35 184,73 |
Текущие расходы |
25 540,87 |
27 769,91 |
29 806,03 |
31 892,46 |
30 297,83 |
Расходы капитального характера |
3 233,81 |
2 754,00 |
5 508,50 |
6 661,50 |
4 348,63 |
Процентные расходы |
550,93 |
400,36 |
415,75 |
399,09 |
538,27 |
Дефицит (-) / профицит |
115,57 |
478,81 |
78,68 |
-3 821,79 |
-2 193,80 |
Текущие доходы |
27 923,43 |
29 763,98 |
34 217,38 |
32 520,75 |
31 219,79 |
Баланс текущих операций |
2 382,57 |
1 994,07 |
4 411,34 |
628,30 |
921,96 |
Модифицированный бюджетный дефицит |
63,35 |
447,62 |
84,30 |
-3 821,79 |
-2 193,80 |
8 В Таблице 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
---|---|---|---|---|---|
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов |
3,47% |
7,07% |
7,59% |
10,49% |
6,20% |
Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций) |
85,34% |
80,40% |
76,97% |
72,84% |
71,95% |
Усредненная доля капитальных расходов |
10,10% |
11,27% |
10,64% |
13,68% |
14,75% |
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов |
-4,74% |
-1,35% |
0,68% |
0,54% |
-4,75% |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
---|---|---|---|---|---|
Совокупный объем долга, млн руб. |
15 757,29 |
15 621,37 |
15 529,87 |
18 370,49 |
20 564,26 |
Облигации, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
Банковские кредиты, млн руб. |
4 900,00 |
5 224,20 |
5 592,82 |
8 433,44 |
12 467,70 |
Бюджетные кредиты, млн руб. |
10 857,29 |
10 397,17 |
9 937,05 |
9 937,05 |
8 096,56 |
Государственные гарантии, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочный долг, млн руб. |
5 976,00 |
460,12 |
460,12 |
5 820,24 |
|
Доля краткосрочного долга в совокупном долге |
39% |
3% |
3% |
37% |
|
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
---|---|---|---|---|---|
Соотношение долга и текущих доходов |
56,43% |
52,48% |
45,39% |
56,49% |
65,87% |
Соотношение долга и ВРП |
6,35% |
6,12% |
5,8% |
6,4% |
|
Соотношение усредненных процентных расходов |
2,59% |
1,89% |
1,44% |
1,35% |
|
Коэффициент ликвидности |
- |
2,47 |
2,24 |
0,10 |
|
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА