АКРА подтвердило кредитный рейтинг Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на уровне AA+(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Компании — AA+(RU)

Кредитный рейтинг Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее — ФПК, Компания) установлен на уровне АА+(RU) (паритет с РФ минус одна ступень) вследствие  высокой системной значимости ФПК и ее стратегической и социальной роли для российской экономики, а также с учетом значительной поддержки Компании со стороны ее единственного акционера ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД»; AAA(RU), прогноз «Стабильный») и государства.

ФПК обеспечивает более 90% пассажирских железнодорожных перевозок в России в сегменте дальнего следования. В 2019 году Компания перевезла 105,8 млн пассажиров, а общее количество перевезенных пассажиров в дальнем следовании по инфраструктуре ОАО «РЖД» составило 116,5 млн человек. В связи с пандемией коронавируса и введением карантинных мер транспортная отрасль столкнулась с беспрецедентным падением пассажиропотока: за десять месяцев 2020 года количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом, снизилось на 41,5% в сегменте дальнего следования и на 25,8% в пригородном сообщении. ФПК на 100% подконтрольна ОАО «РЖД», единственным акционером которого является Российская Федерация.

На фоне снижения пассажиропотока часть кредитных метрик ФПК оказалась под давлением (в частности, произошло ухудшение показателей размера операционного денежного потока и рентабельности), что привело к росту долговой нагрузки. В совокупности это повлияло на оценку финансового риск-профиля в рамках оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Компании, которая была снижена на одну ступень до уровня «bbb+». Тем не менее, финальный рейтинг остался на прежнем уровне в связи с неотлагательной поддержкой ФПК со стороны государства и акционера в лице ОАО «РЖД», направленной на укрепление финансовой и операционной стабильности Компании.

ОСК ФПК обусловлена очень сильной географической диверсификацией и сильной рыночной позицией Компании, связанной с ее монопольным положением в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок в дальнем следовании по всей территории РФ. Средний бизнес-профиль обусловлен специализацией ФПК на пассажирских перевозках (наиболее стабильный транспортный сегмент), средним показателем использования вместимости в поездах (не более 75%) и низкой оценкой его состояния (средний срок эксплуатации подвижного состава — около 17 лет, что предполагает необходимость обновления парка). АКРА высоко оценивает уровень корпоративного управления ФПК.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Сохранение высокой системной значимости ФПК для экономики РФ при очень высокой степени влияния государства на кредитоспособность Компании. АКРА по-прежнему считает Компанию стратегически важной для государства и отмечает его существенное влияние на ее деятельность. Поддержка со стороны государства, оказываемая Компании напрямую или через ее единственного акционера ОАО «РЖД», особенно важна в 2020 году с учетом падения пассажиропотока на фоне пандемии. Деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом была включена в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации из-за распространения COVID-19. Поручением Президента РФ № Пр-890 от 29 мая 2020 года («Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития транспорта») было предписано оказать АО «ФПК» помощь «в части возмещения отдельных затрат на оплату времени простоя и компенсации недополученных доходов вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в связи с ограничением железнодорожного сообщения». При оказании ФПК государственной поддержки были выделены льготные кредиты для пополнения Компанией оборотных средств, а в рамках общей поддержки железнодорожной отрасли Правительство РФ согласовало выпуск бессрочных облигаций ОАО «РЖД». Из средств, привлеченных за счет выпуска облигаций, 20 млрд руб. были направлены на увеличение уставного капитала ФПК, что позволило Компании произвести модернизацию вагонного парка. 

Сохранение тенденции к росту долга. По оценкам АКРА, к концу 2020 года общий долг ФПК, скорректированный с учетом пенсионных обязательств, составит около 85 млрд руб. (порядка 65 млрд руб. на конец 2019-го), а отношение долга к FFO до фиксированных платежей будет отрицательным. В предыдущие три года данный показатель находился в диапазоне 1,6–2,3x. Как полагает АКРА, по мере восстановления пассажиропотока Компании и роста операционного денежного потока отношение скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей постепенно снизится с 4,2х в 2021 году до 3,0х в 2023-м. Агентство ожидает увеличение общего долга Компании в прогнозном периоде вследствие реализации ФПК масштабной инвестиционной программы (в совокупности около 150 млрд руб. в период с 2020 по 2023 год).

Покрытие процентных платежей (отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам) в 2020-м также будет отрицательным и восстановится до уровня 3,9х в 2021 году.

Очень высокий уровень ликвидности при отрицательном свободном денежном потоке. На 30 сентября 2020 года общий объем невыбранных кредитных линий ФПК оказался существенным и составил 100 млрд руб., что позволяет Компании достаточно комфортно вести свою деятельность даже при необходимости реализовывать масштабную инвестиционную программу и осуществлять плановые погашения по облигационным выпускам. Крупных выплат по долговым обязательствам в ближайшие годы у Компании нет, кроме оферты по выпуску облигаций в 2022 году (10 млрд руб.). АКРА оценивает уровень ликвидности ФПК с учетом объема открытых кредитных линий как очень высокий.

Ключевые допущения

  • сохранение объемов государственной поддержки в форме прямых субсидий и льготной системы налогообложения (нулевая ставка НДС);
  • индексация тарифов на услуги Компании, а также тарифов на аренду инфраструктуры на уровне немногим ниже инфляции (на 0,2–0,5%);
  • рост пассажиропотока в 2021–2023 годах в соответствии с бизнес-планом Компании;
  • инвестиционная программа на 2020–2023 годы объемом около 150 млрд руб.;
  • получение Компанией около 36 млрд руб. в качестве взносов в уставный капитал в 2020–2022 годах;
  • отсутствие дивидендных выплат либо их возврат в качестве взноса в уставный капитал.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение ее функционала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение уровня системной значимости Компании для экономики РФ;
  • потеря контроля со стороны государства либо существенное снижение объема оказываемой поддержки.

Компоненты рейтинга

ОСК: bbb+.

Поддержка: государство — паритет с РФ минус 1 ступень.

Рейтинги выпусков

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZYLF7), срок погашения — 09.12.2027, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZYX69), срок погашения — 23.02.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZZRK1), срок погашения — 18.10.2028, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A0ZZTL5), срок погашения — 02.11.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные неконвертируемые документарные на предъявителя (ISIN RU000A100E88), срок погашения — 21.05.2029, объем эмиссии — 8 млрд руб., — AA+(RU).

Облигации Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия 001P-07 (ISIN RU000A1012B3), срок погашения — 05.11.2029, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — AA+(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, принимая во внимание высокий уровень кредитоспособности и среднюю долговую нагрузку эмитента, а также отсутствие обеспеченного долга, Агентство применяет упрощенный подход, согласно которому кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» — AA+(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и его облигационных выпусков (ISIN RU000A0ZYLF7, RU000A0ZYX69, RU000A0ZZRK1, RU000A0ZZTL5, RU000A100E88, RU000A1012B3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и кредитные рейтинги облигационных выпусков Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ISIN RU000A0ZYLF7, RU000A0ZYX69, RU000A0ZZRK1, RU000A0ZZTL5, RU000A100E88, RU000A1012B3) были опубликованы АКРА 07.12.2017, 21.12.2017, 07.03.2018, 31.10.2018, 15.11.2018, 03.06.2019 и 15.11.2019 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» и кредитных рейтингов облигационных выпусков Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ISIN RU000A0ZYLF7, RU000A0ZYX69, RU000A0ZZRK1, RU000A0ZZTL5, RU000A100E88, RU000A1012B3) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», не выявлены.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.