Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
В рамках выпуска «зеленых» облигаций ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк, «Центр-инвест») АКРА осуществило верификацию соответствия проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П). Представленные Банком 45 проектов на сумму около 387,2 млн руб. относятся к категории «Экологически чистый транспорт», а их общее направление — повышение энергоэффективности сельскохозяйственной техники. Финансирование указанного направления проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике. В данном случае Банк рефинансирует кредиты, выданные для проведения замены старой сельскохозяйственной техники (комбайны и тракторы) более экологичными и энергоэффективными моделями. Реализация этих проектов позволяет добиться существенного положительного эффекта с точки зрения экологии: суммарно для всех 45 проектов объем выбросов парниковых газов снизится на 6 400 тонн СО2-эквивалента в год. АКРА отмечает, что все средства, привлеченные за счет выпуска «зеленых» облигаций, будут направлены исключительно на рефинансирование ранее выданных «зеленых» кредитов.
Краткая информация о проектах, рефинансируемых за счет выпуска «зеленых» облигаций, и их экологическом эффекте (полный перечень проектов приводится в Приложении 1)
Общее количество проектов | 45 |
Отрасль | Сельское хозяйство |
Категория проектов | Экологически чистый транспорт |
Направление проектов | Снижение удельного энергопотребления |
Суммарное энергосбережение | 63,3% |
Суммарное годовое снижение выбросов парниковых газов | 6 408 тонн СО2-эквивалента (64 080 тонн |
Средний срок службы оборудования, приобретаемого в рамках рефинансируемых проектов | 10 лет |
Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций «Центр-инвеста» соответствует всем базовым Принципам «зеленых» облигаций (ПЗО) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). Направление использования средств (проекты, финансируемые в рамках выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих таксономии ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности «Центр-инвеста», представленные в документе «Порядок и принципы размещения средств, привлеченных в рамках выпуска “зеленых“ облигаций» (далее — GBF (от Green Bond Framework)), в полной мере отвечают критериям ПЗО, в связи с чем планируемый выпуск облигаций Банка можно считать «зеленым».
Ключевые характеристики выпуска
Заемщик | ПАО КБ «Центр-инвест» |
Кредитный рейтинг эмитента | A(RU), прогноз «Стабильный» |
Фактический эмитент | ПАО КБ «Центр-инвест» |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг | «Зеленые» облигации биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-001Р-07, размещаемые в рамках Программы биржевых облигаций серии 001Р (идентификационный номер 402225B001P02E) от 02.06.2017 |
Планируемый объем эмиссии | 300 млн руб. |
Регистрационный номер выпуска | На дату публикации не определен |
Дата начала размещения | На дату публикации не определена |
Дата погашения | На дату публикации не определена |
«Центр-инвест» — органически растущий региональный банк, занимающий 71-е место по капиталу среди российских банков и осуществляющий деятельность преимущественно на территории Южного федерального округа. Основные направления бизнеса — кредитование населения (преимущественно ипотечное) и компаний малого и среднего бизнеса, выдача гарантий. Среди крупнейших акционеров Банка — Европейский банк реконструкции и развития (19,7%), немецкая корпорация инвестиций и развития DEG (16,1%), а также основатели «Центр-инвеста» Василий и Татьяна Высоковы (24,4%).
«Центр-инвест» стал одним из первых российских банков, начавших движение в сторону устойчивого развития. С 2005 года в Банке работает программа по финансированию энергоэффективных проектов — он предоставляет корпоративным и розничным клиентам кредиты для финансирования внедрения современных энергосберегающих технологий и мероприятий, что вносит свой вклад в охрану окружающей среды в России. В 2019 году Банк выпустил первые в России «зеленые» банковские облигации.
Ключевые факторы оценки
«Центр-инвест» предоставил АКРА документы, содержащие подробно описанные критерии приемлемости проектов, которые могут быть включены в выпуск «зеленых» облигаций Банка, процесс отбора данных проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем ПЗО.
Оценка соответствия выпуска облигаций ПЗО
Источник: АКРА
Использование средств
Цели выпуска «зеленых» облигаций «Центр-инвеста» четко сформулированы и соответствуют ПЗО. Поступления от выпуска данных облигаций будут направлены исключительно на рефинансирование ранее выданных «зеленых» кредитов, которые были использованы для реализации проектов по приобретению энергоэффективной сельскохозяйственной техники. Банк предоставил список проектов для рефинансирования, а также расчеты энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов для каждого из этих проектов. Все проекты соответствуют международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования. Кроме того, АКРА отмечает, что финансирование данных проектов допустимо в рамках ПЗО и полностью соответствует им.
Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансируемых за счет данного выпуска «зеленых» облигаций, с указанием на их соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО) приведен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.
Процесс оценки и отбора проектов
Принципы отбора проектов, которыми руководствуется Банк, четко сформулированы и подробно описаны в GBF. Согласно данным принципам, проекты, финансируемые/рефинансируемые Банком за счет выпуска «зеленых» облигаций, могут относиться к трем категориям: возобновляемые источники энергии, эффективное использование электроэнергии, экологически чистый транспорт. Именно эти категории проектов, по мнению Банка, нацелены на решение приоритетных экологических проблем, характерных для региона, в котором Банк осуществляет свою деятельность (смягчение последствий изменения климата (ЦУР 131); опустынивание, сохранение биологического разнообразия (ЦУР 15); энерго- и ресурсосбережение (ЦУР 7)). Для каждой категории проектов приведены подробные критерии отбора, содержащие качественные и количественные характеристики, а также список возможных проектов.
На этапе рассмотрения все проекты дополнительно подлежат классификации в соответствии с уровнем экологических рисков, критерии оценки которых приведены в «Экологической и социальной политике» Банка. Если проект не предусматривает удовлетворительных путей решения экологических проблем, либо если уровень негативных экологических последствий от реализации проекта недопустимо высок, «Центр-инвест» может отказаться от финансирования такого проекта. Помимо этого, в «Экологической и социальной политике» Банка имеется перечень видов деятельности, которые он не финансирует, а также список проектов, имеющих потенциально высокий уровень риска и требующих повышенного внимания на этапе отбора.
Общая процедура отбора проектов в Банке представляется достаточно прозрачной и состоит из четырех стадий: (1) потенциальный заемщик заполняет анкету, в которой указывает основные технические характеристики проекта; (2) на основании этих данных ответственный кредитный сотрудник Банка, имеющий опыт работы в сфере кредитования энергоэффективных проектов и прошедший соответствующее обучение (Sustainability training and e-learning program (STEP) от IFC, E-learning Programme on Environmental and Social Risk Analysis (ESRA), Training course “Environmental and Social Training for Financial Intermediaries” от EBRD), производит предварительную оценку заемщика и проекта на предмет соответствия установленным критериям; (3) экологический секретарь Банка проверяет выполненную оценку и выносит предварительное решение; (4) окончательное решение по финансированию каждого конкретного проекта принимается коллегиально уполномоченным органом Банка — кредитным комитетом.
По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО.
1 ЦУР — Цели в области устойчивого развития ООН (https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/).
Управление средствами
Согласно GBF, Банк будет учитывать средства от размещения «зеленых» облигаций серии БО-001Р-07, размещаемых в рамках Программы биржевых облигаций серии 001Р (идентификационный номер 402225B001P02E) от 02.06.2017 на отдельном счете. Для учета расходования привлеченных средств создается реестр выпущенных «зеленых» облигаций, который будет пересматриваться ежеквартально казначейством Банка.
В соответствии с положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П средства, привлекаемые за счет целевого выпуска «зеленых» облигаций, направляются эмитентом на рефинансирование кредитов, ранее выданных на реализацию «зеленых» проектов. Полный перечень данных проектов приводится в Приложении 1, их соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования подтверждено АКРА. Как следует из эмиссионной документации, эмитент обязан в течение десяти рабочих дней после завершения размещения выпуска опубликовать на своем сайте «Отчет об использовании денежных средств». Эмитент обязуется ежеквартально обновлять данные указанного отчета, если последний такой отчет, опубликованный эмитентом, содержит информацию о неполном использовании средств. Тем самым эмитент подтверждает, что привлеченные средства в полном объеме направляются на рефинансирование «зеленых» проектов в целях соблюдения российских регуляторных требований.
Эмитент также берет на себя дополнительное обязательство, подтверждающее соответствие выпуска ПЗО: в период обращения «зеленых» облигаций Банк намерен поддерживать совокупную стоимость проектов, финансируемых в рамках размещения «зеленых» облигаций, на уровне, не уступающем совокупной номинальной стоимости «зеленых» облигаций в обращении.
Если номинальная стоимость «зеленых» облигаций в обращении будет превышать стоимость проектов, финансируемых за счет данных облигаций, то распределение суммы такого превышения будет производиться в соответствии с «Политикой Банка в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности». В течение квартала, следующего за кварталом, в котором было произведено погашение задолженности по кредиту, выданному на финансирование проекта, Банк обязан приложить все усилия по его замещению другим проектом с таким условием, чтобы совокупная стоимость проектов, профинансированных в рамках данной программы, соответствовала стоимости размещенных «зеленых» облигаций.
По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПЗО.
Отчетность
В целях соблюдения требований российского законодательства эмитент планирует разместить на платформе Interfax.ru (https://e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=3018) информацию о рефинансированных проектах из приведенного в Приложении 1 перечня не позднее чем через десять рабочих дней с даты завершения размещения выпуска «зеленых» облигаций.
Согласно GBF, Банк обязуется публиковать в ежегодно выпускаемых экологических отчетах списки всех проектов, профинансированных за отчетный год за счет «зеленых» облигаций. Подобные отчеты выпускаются Банком с 2008 года.
Проектам, профинансированным за счет средств от размещения «зеленых» облигаций, будет посвящен отдельный раздел, где для каждого проекта указываются: общая стоимость проекта; часть проекта, профинансированная за счет средств от «зеленых» облигаций; отрасль, к которой относится проект; уровень снижения удельного потребления энергоресурсов и выбросов углекислого газа.
АКРА отмечает, что в экологическом отчете Банка за 2019 год информация по проектам, профинансированным в указанном году за счет «зеленых» облигаций, приведена в полном объеме и в соответствии с планами, заявленными в GBF.
По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО.Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Стратегия развития Банка представляется сбалансированной и учитывающей общие тенденции развития российской банковской системы. Качество корпоративного управления и структура собственности Банка получают высокие оценки, так как команда топ-менеджеров кредитной организации стабильно работает на протяжении многих лет, организационная структура «Центр-инвеста» соответствует принимаемым рискам, структура собственности достаточно прозрачна, а объем операций со связанными сторонами крайне незначителен.
Стратегия Банка направлена на устойчивое развитие, а экологическая ответственность входит в число ключевых приоритетов наряду с развитием традиционных банковских продуктов и услуг. Банк активно принимает меры по защите окружающей среды за счет эффективного потребления ресурсов и активного развития электронных услуг, а также участвует в природоохранных мероприятиях. С 2005 года в Банке реализуется программа по финансированию энергоэффективных проектов, в рамках которой бизнесу и розничным клиентам предоставляются кредиты для финансирования внедрения современных энергосберегающих технологий и проведения соответствующих мероприятий. На сегодняшний день Банк инвестировал более 17,4 млрд руб. в 21 тыс. клиентских «зеленых» проектов.
Финансовая реализуемость проектов
Проекты, финансируемые за счет выпуска «зеленых» облигаций, оцениваются с точки зрения кредитных рисков. С учетом этого, как полагает АКРА, все проекты, финансируемые за счет средств от выпуска «зеленых» облигаций, финансово реализуемы.
Ключевые допущения
- целевое использование средств в рамках кредитов, рефинансируемых за счет выпуска «зеленых» облигаций;
- эксплуатация сельскохозяйственной техники с производительностью и потреблением топлива, указанными в расчетах Банка.
Компоненты оценки
Соответствие выпуска ПЗО: соответствует.
Уровень оценки: GR1.
Дополнительная информация
Оценка проектов, рефинансируемых в рамках выпуска «зеленых» облигаций ПАО КБ «Центр-инвест», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также самих облигаций — на соответствие ПЗО была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых эмитентом, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций ПАО КБ «Центр-инвест» ПЗО публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых эмитентом, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций ПАО КБ «Центр-инвест» ПЗО основано на данных, предоставленных ПАО КБ «Центр-инвест», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансируемых эмитентом, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также оценка соответствия облигаций ПАО КБ «Центр-инвест» ПЗО была запрошенной, ПАО КБ «Центр-инвест» принимало участие в процессе оценки.
Факты существенного отклонения информации от данных, предоставленных ПАО КБ «Центр-инвест», не выявлены.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не
является кредитным рейтингом.
Приложение 1
Список проектов, рефинансируемых в рамках выпуска «зеленых» облигаций ПАО КБ «Центр-инвест»
№ | Наименование заемщика | Сумма (тыс. руб.) | Сумма | Энергосбережение | Отрасль / категория проектов / направление проектов* | Сокращение |
1 | Заемщик 1 | 5 975,400 | 5 975,400 | 55,4% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 100,9 |
2 | Заемщик 2 | 13 752,050 | 13 752,050 | 62,3% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 129,3 |
3 | Заемщик 3 | 5 390,000 | 4 850,000 | 51,5% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 79,8 |
4 | Заемщик 4 | 8 319,000 | 7 319,000 | 63,3% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 134,7 |
5 | Заемщик 5 | 6 736,794 | 5 720,000 | 58,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 104,1 |
6 | Заемщик 6 | 16 000,000 | 15 000,000 | 67,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 165,1 |
7 | Заемщик 7 | 7 903,164 | 7 903,164 | 46,4% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 67,8 |
8 | Заемщик 8 | 9 500,000 | 9 500,000 | 70,5% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 194,0 |
9 | Заемщик 9 | 13 064,448 | 12 900,000 | 61,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 122,0 |
10 | Заемщик 10 | 10 075,000 | 10 075,000 | 66,0% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 158,2 |
11 | Заемщик 11 | 8 100,000 | 8 100,000 | 57,6% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 110,3 |
12 | Заемщик 12 | 9 829,230 | 9 829,000 | 60,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 108,3 |
13 | Заемщик 13 | 6 600,000 | 5 940,000 | 62,3% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 119,0 |
14 | Заемщик 14 | 1 620,000 | 1 353,600 | 42,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 59,1 |
15 | Заемщик 15 | 10 500,000 | 10 500,000 | 70,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 161,1 |
16 | Заемщик 16 | 3 850,000 | 3 820,000 | 65,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 131,9 |
17 | Заемщик 17 | 20 407,402 | 20 407,000 | 65,8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 265,0 |
18 | Заемщик 18 | 6 799,830 | 6 799,830 | 69,4% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 156,5 |
19 | Заемщик 19 | 10 917,769 | 9 588,000 | 72,5% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 181,5 |
20 | Заемщик 20 | 7 303,202 | 6 300,000 | 71,8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 175,2 |
21 | Заемщик 21 | 12 877,041 | 10 500,000 | 73,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 187,4 |
22 | Заемщик 22 | 10 407,420 | 9 000,000 | 71,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 200,4 |
23 | Заемщик 23 | 8 256,084 | 8 256,000 | 65,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 65,7 |
24 | Заемщик 24 | 6 839,829 | 6 839,000 | 61,8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 131,6 |
25 | Заемщик 25 | 5 499,900 | 5 499,900 | 55,0% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 84,0 |
26 | Заемщик 26 | 9 690,000 | 9 690,000 | 66,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 144,2 |
27 | Заемщик 27 | 7 903,164 | 7 100,000 | 64,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 150,6 |
28 | Заемщик 28 | 8 592,800 | 8 592,000 | 59,8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 102,4 |
29 | Заемщик 29 | 15 617,209 | 14 055,000 | 67.8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 164,5 |
30 | Заемщик 30 | 13 554,780 | 8 000,000 | 71,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 200,1 |
31 | Заемщик 31 | 10 100,000 | 7 070,000 | 62,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 121,8 |
32 | Заемщик 32 | 9 887,049 | 8 898,000 | 67,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 159,6 |
33 | Заемщик 33 | 7 049,829 | 6 839,829 | 64,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 150,6 |
34 | Заемщик 34 | 6 530,000 | 5 877,000 | 63,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 143,9 |
35 | Заемщик 35 | 5 795,300 | 5 795,000 | 57,9% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 103,3 |
36 | Заемщик 36 | 8 318,700 | 6 654,000 | 64,3% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 135,2 |
37 | Заемщик 37 | 5 795,300 | 4 635,000 | 60,2% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 113,8 |
38 | Заемщик 38 | 9 882,000 | 9 732,000 | 59,6% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 111,0 |
39 | Заемщик 39 | 9 150,800 | 7 150,000 | 66,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 150,2 |
40 | Заемщик 40 | 7 875,792 | 5 741,000 | 62,1% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 123,2 |
41 | Заемщик 41 | 22 355,000 | 17 560,000 | 68,8% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 330,9 |
42 | Заемщик 42 | 8 808,480 | 8 808,000 | 64,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 132,1 |
43 | Заемщик 43 | 8 000,000 | 6 500,000 | 64,2% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 128,8 |
44 | Заемщик 44 | 22 836,810 | 15 900,000 | 61,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 216,9 |
45 | Заемщик 45 | 8 592,000 | 6 874,000 | 63,7% (дт) | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 131,8 |
Итого | 432 858,576 | 387 197,773 | 63,3% | с/х / э. ч. т. / сниж. уд. п. | 6 407,8 |
* с/х — сельское хозяйство; э. ч. т. — экологически чистый транспорт; сниж. уд. п. — снижение удельного потребления топлива.
АКРА подтверждает, что целью каждого из указанных выше кредитов является решение экологических вопросов, а реализация приведенных проектов в полной мере соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (Принципам «зеленых» облигаций).