Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая вероятность оказания АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее — РСХБ, Банк) экстраординарной поддержки органами власти. Высокая системная значимость Банка (согласно Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством) выражается в потенциальных последствиях его дефолта, который может привести к возникновению системного банковского кризиса и значительным проблемам в отдельных сегментах сельскохозяйственной отрасли, а также создать существенные риски для федерального бюджета и риски социального характера. Очень высокая степень влияния государства на Банк выражается в присутствии акционерного и операционного контроля над Банком, значительном участии РСХБ в государственных программах развития сельского хозяйства, а также в многократных фактах государственной поддержки РСХБ с момента его создания, главным образом за счет докапитализации.

Бизнес-профиль Банка на уровне «а-» отражает сильную франшизу Банка, прежде всего его лидирующие позиции в сегменте кредитования агропромышленного сектора, а также в целом в российской банковской системе. По размеру собственного капитала Банк находится на 4-м месте в российской банковской системе, а по активам — на 5-м месте. Сильная франшиза Банка опирается на лояльность клиентской базы, особенно в аграрных регионах России.

Бизнес РСХБ характеризуется средним уровнем диверсификации, что отражается в индексе диверсификации операционного дохода Херфиндаля — Хиршмана на уровне 0,26. Банк располагает одной из наиболее развитых в России операционных сетей, которая насчитывает 73 региональных филиала, 1047 дополнительных и 178 операционных офисов.

Действующая стратегия развития Банка до 2020 года отражает приоритеты Правительства РФ в сфере поддержки сельского хозяйства и предполагает постепенную диверсификацию бизнеса Банка в сторону прочих отраслей, что должно обусловить улучшение качества кредитного портфеля и достижение прибыльности в среднесрочной перспективе.

Банк на 100% находится в собственности правительства РФ, его приватизация не планируется. В связи с тем, что Банк полностью принадлежит Правительству РФ, такой субфактор оценки, как структура собственности и репутация, находится на наивысшем уровне.

Достаточность капитала РСХБ находится на низком уровне, что выражается в показателе капитала 1-го уровня (согласно базельским стандартам) в 6,5% по итогам 2016 года по сравнению с 7,7% в 2015 году и 9,9% в 2014 году. Снижение показателей достаточности капитала, рассчитываемого согласно требованиям МСФО, обусловлено существенными убытками, понесенными Банком в течение последних трех лет вследствие снижения чистой процентной маржи и необходимости формирования значительных резервов под проблемные кредиты. По оценке АКРА, коэффициент усредненной генерации капитала за счет прибыли (КУГК) за период с 2012 по 2016 год составил -168 б. п. АКРА отмечает, что обесценение ссудной задолженности некоторых крупнейших заемщиков способно привести к необходимости формирования значительных дополнительных резервов и обусловить дальнейшее снижение достаточности капитала. Реализация такого сценария в отсутствие дополнительной докапитализации со стороны государства может привести к снижению ОСК Банка.

Риск-профиль РСХБ отражает значительный уровень проблемных кредитов на балансе Банка: согласно его отчетности по МСФО, 20,5% совокупного кредитного портфеля на 01.01.2017 приходилось на просроченные и/или обесцененные ссуды, включая ссуды, находившиеся под наблюдением (watch list). Указанный уровень проблемных кредитов значительно выше, чем у сопоставимых российских банков, включая банки с госучастием.

АКРА отмечает, что на протяжении последних двух лет уровень проблемных кредитов демонстрирует снижение (22,9% в 2015 году и 26,0% в 2014 году), что отражает списания и продажи проблемной задолженности на фоне некоторого роста объема и диверсификации кредитного портфеля. Тем не менее качество новых кредитов еще должно быть подтверждено в течение ближайших лет, особенно с учетом того, что Банк продолжает кредитовать инвестиционные проекты в сельском хозяйстве и строительстве, которым присущи повышенные риски цикличности и сезонности.

Остальная часть активов Россельхозбанка представлена главным образом значительным по размеру портфелем ценных бумаг высокого качества, а также краткосрочными межбанковскими кредитами, включая требования по сделкам РЕПО, кредитный риск по которым оценивается как низкий.

Компетенция команды риск-менеджмента Банка оценивается как удовлетворительная. В течение 2015–2016 годов в Банке была реализована централизованная и в целом независимая от бизнес-подразделений система оценки рисков, консолидированная на уровне Комитета по управлению рисками РСХБ, значительно ужесточены требования к заемщикам, внедрен IRB-подход (International Ratings-Based Approach), автоматизирован контроль лимитов кредитных и рыночных рисков.

Адекватная позиция по ликвидности и фондированию обусловлена высоким объемом ликвидных и высоколиквидных активов, что выражается в достаточном покрытии потенциальных оттоков высоколиквидными активами (ПКЛ стабильно превышал 90% на протяжении последних шести месяцев). В случае необходимости Банк имеет доступ к существенному объему регуляторного (операции РЕПО и операции согласно Положению Банка России № 312-П), рыночного и государственного рефинансирования (в т. ч. к средствам Федерального казначейства).

Структура фондирования РСХБ оценивается как сбалансированная, независимая от фондирования со стороны регулятора и характеризующаяся низким уровнем концентрации как на крупнейших кредиторах (по состоянию на конец декабря 2016 года на долю крупнейших 10 кредиторов приходилось менее 1% совокупных обязательств), так и на источниках фондирования в целом.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

Стабильный прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Банка для государства и значительное расширение его функционала.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • потеря акционерного и операционного контроля со стороны Правительства РФ, а также снижение уровня системной значимости Банка.

Краткая информация о банке

РСХБ создан в 2000 году и является одним из крупнейших российских банков (5-е место по активам и 4-е место по собственному капиталу по итогам 2016 года) и третьим по величине активов государственным банком (после Сбербанка и ВТБ). Основное направление деятельности — корпоративное кредитование, преимущественно кредитование агропромышленного комплекса, которое субсидируется государством и является одним из ключевых направлений бизнеса Банка. Банк активно развивает розничное кредитование, является крупным оператором на рынке ценных бумаг с фиксированной доходностью. РСХБ на 100% находится в собственности Правительства РФ, его приватизация не планируется.

Рейтинговый анализ проводился на основании данных консолидированной отчетности РСХБ как наиболее полно и достоверно отражающей его финансовое положение. Помимо собственно Банка в группу входят ЗАО СК «РСХБ Страхование», RSHB Capital S.A., ООО «РСХБ Управление Активами» и ряд компаний, работающих в сельском хозяйстве и других отраслях.

Факторы рейтинговой оценки

Бизнес-профиль (а-)

Бизнес-профиль Банка (a-) отражает его сильную франшизу, что подтверждается лидирующими позициями кредитной организации в российской банковской системе как по активам и капиталу, так и по объемам работы со средствами физических лиц. Сильная франшиза опирается как на государственный статус Банка, так и на лояльность клиентской базы, особенно в регионах России с высокой долей агропромышленного комплекса (АПК).

Бизнес РСХБ характеризуется средним уровнем диверсификации: по итогам 2016 года индекс Херфиндаля — Хиршмана, используемый АКРА для оценки диверсификации операционного дохода, находился на уровне 0,26. Кредитный портфель Банка на конец 2016 года был сконцентрирован на кредитовании корпоративного сектора (примерно 55% операционного дохода), однако отмечается постепенный рост доли кредитования физических лиц, а также увеличения комиссионного дохода. Банк располагает одной из наиболее развитых в России операционных сетей, которая насчитывает 73 региональных филиала, 1047 дополнительных и 178 операционных офисов. 

Рисунок 1. Структура операционного дохода Россельхозбанка, 2016 год, %

Источник: консолидированная отчетность АО «Российский Сельскохозяйственный банк» по МСФО

Качество управления Банка оценивается АКРА как адекватное в контексте российского финансового рынка. Агентство отмечает существенное улучшение качества управления за последние несколько лет, включая управление рисками, внедрение и реализацию передовых практик корпоративного управления.

Действующая стратегия развития РСХБ до 2020 года отражает приоритеты Правительства РФ в сфере поддержки сельского хозяйства, однако предполагает постепенную диверсификацию бизнеса Банка в сторону прочих отраслей, что должно обусловить улучшение качества кредитного портфеля, дальнейший рост диверсификации операционного дохода и достижение прибыльности в среднесрочной перспективе.

Поскольку Банк полностью находится в собственности правительства РФ и его приватизация не планируется, такой субфактор оценки, как структура собственности и репутация, находится на наивысшем уровне.

Ключевые факторы риска

Достаточность капитала: критическая (-2)

АКРА оценивает достаточность капитала Банка как низкую, что оказывает существенное негативное влияние на уровень его ОСК. Показатель основного капитала Банка (Tier 1, рассчитанный согласно базельским стандартам) снизился до 6,5% по итогам 2016 года по сравнению с 7,7% в 2015 году и 9,9% в 2014 году, что было обусловлено существенными убытками, понесенными Банком в течение последних трех лет вследствие необходимости формирования значительных резервов под проблемные кредиты. АКРА отмечает, что достаточность капитала Банка традиционно поддерживается регулярными вложениями в его капитал со стороны Правительства РФ (в период с 2014 по 2016 год указанные вложения суммарно составили 116,8 млрд рублей) как напрямую, так и в рамках программы докапитализации банковской системы через Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

По оценке АКРА, коэффициент усредненной генерации капитала за счет прибыли (КУГК) за период с 2012 по 2016 год составил -168 б. п. Помимо формирования резервов под проблемные кредиты на прибыльность Банка оказало влияние падение чистой процентной маржи (NIM) на фоне кризиса на российском финансовом рынке (до 1,2% в 2015 году по сравнению с 3,6% в 2014 году) и лишь частичное ее восстановление до 2,7% в 2016 году. Показатель отношения расходов к доходам (cost-to-income, CTI) в последние три года также был чрезвычайно волатильным и составил 61,4% в 2016 году по сравнению с 117,1% в 2015 году и 87,5% в 2014 году. Улучшение показателей процентной маржи до предкризисных уровней в условиях постепенной стабилизации операционной среды для российской банковской системы — одна из ключевых предпосылок базового сценария АКРА для РСХБ на 12–18 месяцев.

Согласно стресс-тесту АКРА, составленному с учетом перспектив докапитализации Банка в 2017 году, на горизонте 12 месяцев РСХБ сможет удержать показатель достаточности капитала 1-го уровня не ниже 6% при сохранении стоимости риска на уровне 4,7% (средний уровень стоимости риска Банка за 2014–2016 годы). Однако более вероятным представляется базовый сценарий, при котором стоимость риска в 2017 году снизится до 3,0–3,5% вследствие улучшения качества кредитного портфеля и соответствующего сокращения отчислений на резервы, что обусловит увеличение показателя достаточности капитала 1-го уровня приблизительно до 7%.

Рисунок 2. Достаточность и генерация капитала

Источник: консолидированная отчетность АО «Российский Сельскохозяйственный банк» по МСФО

Риск-профиль: критический (-2)

Ключевым фактором низкой оценки риск-профиля Банка является значительный уровень проблемных кредитов на его балансе: согласно отчетности по МСФО, 20,5% совокупного кредитного портфеля на 01.01.2017 приходилось на просроченные и/или обесцененные ссуды, включая ссуды, находившиеся под наблюдением (watch list). При этом в 2016 году на просроченные более чем на 90 дней займы приходилось 11,2% всех кредитов по сравнению с 11,4% в 2015 году. Коэффициент покрытия проблемных кредитов резервами составил приблизительно 51%, что тем не менее обеспечивало почти полное покрытие займов с просрочкой более чем на 90 дней. Показатель уровня просроченной/проблемной задолженности является более высоким по сравнению с сопоставимыми кредитными организациями, что, согласно методологии АКРА, является основанием для дополнительной понижающей аналитической корректировки.

АКРА отмечает, что на протяжении последних двух лет уровень проблемных кредитов демонстрирует снижение (22,9% в 2015 году и 26,0% в 2014 году), что отражает списания и продажи проблемной задолженности на фоне некоторого роста и диверсификации кредитного портфеля. Тем не менее качество новых кредитов еще должно быть подтверждено в течение ближайших лет, особенно с учетом того, что Банк продолжает кредитовать инвестиционные проекты в сельском хозяйстве и строительстве, которым присущи повышенные риски цикличности и сезонности.

Оценка качества кредитного портфеля характеризуется определенной концентрацией на отраслях, которые относятся, по оценке АКРА, к более рискованным, в частности на строительстве. По состоянию на конец 2016 года на долю кредитов строительному сектору приходилось почти 123% капитала 1-го уровня по МСФО.

Остальная часть активов РСХБ представлена главным образом значительным по размеру портфелем ценных бумаг высокого качества, а также краткосрочными межбанковскими кредитами, включая требования по сделкам РЕПО, кредитный риск по которым оценивается как низкий. В составе портфеля долговых ценных бумаг преобладают рублевые и номинированные в валюте облигации Правительства РФ и квазисуверенных заемщиков, а также крупнейших российских корпораций и банков. Почти все инструменты, представленные в портфеле, входят в Ломбардный список Банка России.

Операционный риск традиционно находится на приемлемых уровнях и не превышает величины основного капитала. Кредитное качество требований вне ссудного портфеля в целом приемлемое с удовлетворительной диверсификацией по контрагентам.

Компетенция команды риск-менеджмента Банка оценивается как удовлетворительная. В течение 2015–16 годов в Банке была реализована централизованная и в целом независимая от бизнес-подразделений система оценки рисков, консолидированная на уровне Комитета по управлению рисками РСХБ, значительно ужесточены требования к заемщикам, внедрен IRB-подход, автоматизирован контроль лимитов кредитных и рыночных рисков.

Фондирование и ликвидность: адекватные (0)

АКРА оценивает позицию РСХБ по ликвидности как адекватную, что выражается в достаточном покрытии потенциальных оттоков высоколиквидными активами (ПКЛ стабильно превышал 90% на протяжении последних шести месяцев). Банк располагает значительным по размеру и высококачественным необремененным портфелем долговых ценных бумаг. В случае необходимости Банк имеет доступ к существенному объему регуляторного (операции РЕПО и операции согласно Положению Банка России № 312-П), рыночного и государственного (в т. ч. к средствам Федерального казначейства) рефинансирования. Долгосрочная ликвидность характеризуется адекватным запасом покрытия обязательств активами соответствующего срока погашения. АКРА отмечает, что оценка ликвидной позиции проводилась на основании отчетности РСХБ по формам 0409122, 0409125, а также на основании данных управленческой отчетности, подготовленной в целях управления ликвидной позицией.

Структура фондирования оценивается как сбалансированная, независимая от фондирования со стороны регулятора, с низким уровнем концентрации как на крупнейших кредиторах (на долю крупнейших 10 кредиторов приходилось менее 1% совокупных обязательств по состоянию на конец декабря 2016 года), так и по источникам фондирования в целом. Учитывая высокую диверсификацию фондирования Банка, АКРА не ожидает существенных изменений в ее структуре на горизонте 12–18 месяцев. 

Дополнительные корректировки

Системные

Мы ожидаем, что на горизонте 12–18 месяцев ключевые показатели состояния операционной среды, в которой Банк осуществляет деятельность, будут стабильными. Это не дает основания для применения негативной системной корректировки в отношении российских банков, в том числе АО «Россельхозбанк».

Индивидуальные

Основания для использования индивидуальных корректировок отсутствуют.

Поддержка

Системная значимость

Системная значимость РСХБ в рамках Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации не оценивалась, поскольку Банк классифицируется как организация с государственным влиянием.

Группа

Банк не является организацией с влиянием группы в терминах Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы.

Государство

Согласно методологии АКРА, РСХБ является организацией с государственным влиянием.

Системная значимость: высокая (оценка 2)

РСХБ является ключевым игроком в стратегически важной для государства отрасли сельского хозяйства. Высокая системная значимость Банка (согласно Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством) выражается в потенциальных последствиях его дефолта, который может привести к возникновению системного банковского кризиса, существенным бюджетным потерям для государства и к значительным осложнениям в функционировании отдельных подотраслей сельского хозяйства, а также обусловить риски социального характера.

Влияние государства: очень сильное (оценка 1)

Единственным акционером и учредителем РСХБ является Правительство России, что дает государству полноценный акционерный контроль над Банком. В состав наблюдательного совета РСХБ входят семь представителей государственной власти, в том числе министр сельского хозяйства, что обеспечивает определенный уровень операционного контроля над деятельностью кредитной организации.

Органы власти, госкомпании и Банк России размещают в РСХБ существенные объемы средств, которые на 01.01.2017 оценивались приблизительно в 500 млрд руб. Значительная часть кредитов предприятиям АПК, особенно кредитов на сезонные работы, субсидируется государством.

АКРА отмечает, что Банк многократно докапитализировался государством (23 раза за всю историю своего существования). В 2014–2016 годах объем докапитализаций (включая увеличение Tier 1 через АСВ) составил 116,8 млрд руб. Ожидается, что в 2017 году Банк вновь будет докапитализирован государством (в марте 2017 года Банк получил 5 млрд. рублей в капитал, масштабы дальнейшей докапитализации в настоящее время уточняются). Правительство обладает инструментами поддержки Банка как рублевой, так и валютной ликвидностью через Федеральное казначейство. 

По результатам анализа АКРА полагает, что вероятность оказания Банку экстраординарной поддержки органами власти Российской Федерации оценивается как очень высокая.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Рейтинговая история

10.04.2017 — AA (RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «Российский Сельскохозяйственный банк» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с момента совершения рейтингового действия (10.04.2017).

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. Показатели ПДКЛ и ПДДЛ не рассчитывались, поскольку оценка ликвидной позиции Банка проводилась АКРА на основании отчетности РСХБ по формам 0409122, 0409125.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Российский Сельскохозяйственный банк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «Российский Сельскохозяйственный банк» по МСФО и отчетности АО «Российский Сельскохозяйственный банк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 12.11.2009 № 2332-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Российский Сельскохозяйственный банк» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «Российский Сельскохозяйственный банк», не выявлены.

АКРА оказывало АО «Российский Сельскохозяйственный банк» дополнительную услугу в виде информационно-справочного обслуживания (семинар-практикум). Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные финансовые показатели баланса АО «Россельхозбанк», млн руб.

Источник: консолидированная отчетность АО «Россельхозбанк» по МСФО

Таблица 2. Сводные финансовые показатели отчета о прибылях и убытках, млн руб.

Источник: консолидированная отчетность АО «Россельхозбанк» по МСФО

Таблица 3. Сводные финансовые показатели основных коэффициентов

Источник: АКРА, АО «Россельхозбанк», ЦБ РФ
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Сурен Асатуров
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.