Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен умеренно высокой долговой нагрузкой (со значительной долей краткосрочного долга) и растущей потребностью Региона в долговом финансировании с учетом отрицательного баланса текущих операций и низкого уровня свободной ликвидности бюджета. При этом показатели развития региональной экономики, отчасти зависящей от бюджетного сектора, являются умеренными.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ); по оценке Края, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2019-го будет на уровне 752,0 млрд руб., что составляет около 1% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Снижение собственных доходов компенсируется ростом безвозмездных поступлений. За девять месяцев текущего года доходы Хабаровского края выросли на 10,9% к показателю за аналогичный период 2019-го. По оценке Края, рост по итогам 2020-го составит 14,4% относительно прошлогоднего показателя. Налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) за три квартала снизились на 4,1%. По итогам 2020 года, согласно прогнозам Края, собственные доходы сократятся на 4,7% в годовом сопоставлении. Рост совокупных доходов краевого бюджета при снижении ННД обусловлен значительным увеличением объема безвозмездных поступлений (за девять месяцев 2020-го их прирост составил 52,9% к показателю за девять месяцев 2019-го). По итогам текущего года Регион ожидает роста безвозмездных поступлений на 63,2%.
За девять месяцев 2020-го расходы Хабаровского края увеличились на 12,9% в годовом сопоставлении, что в основном связано с динамикой расходов на здравоохранение и социальную политику (рост на 3,6 и 7,2 млрд руб. соответственно). По итогам 2020 года Край ожидает увеличение расходов на 22,5% к показателю 2019-го. Дефицит краевого бюджета на 01.10.2020 составил 3,1 млрд руб., а на конец года, по оценке Региона, увеличится до 12,9 млрд руб. (16,9% ННД). Для покрытия дефицита текущего года в основном будет использоваться долговое финансирование, лишь порядка 20% дефицита планируется профинансировать за счет накопленной ликвидности. АКРА полагает, что для целей финансирования дефицита Край также будет использовать средства собственных автономных и бюджетных учреждений.
За 2017–2021 годы усредненная1 доля собственных доходов Региона в совокупных доходах бюджета (без учета субвенций) составит 73,1%, а усредненная доля капитальных расходов в расходах бюджета (без учета субвенций) — 14,9%. Бюджет Края отличается высокой потребностью в привлечении дополнительного долгового финансирования. Усредненное значение показателя модифицированного бюджетного дефицита за указанный выше период окажется на уровне -7,0%. Баланс текущих операций по итогам года будет отрицательным, при этом усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит 1,7%. Отрицательный операционный баланс Края, связанный со значительным ростом его расходов, а также отрицательный модифицированный бюджетный дефицит указывают на дальнейший рост потребности Региона в привлечении долгового финансирования.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Растущая долговая нагрузка со значительными рисками рефинансирования. С начала 2020 года долг Хабаровского края увеличился на 6,1 млрд руб. и на 01.11.2020 составил 58,0 млрд руб. В структуре долга Региона 67,0% приходится на банковские кредиты, 25,7% — на бюджетные кредиты, 7,0% — на облигации, а оставшаяся часть (порядка 0,3%) — на гарантии. График погашения долга несбалансированный с пиковыми периодами значительных выплат. За период с 2020 по 2022 год Краю необходимо погасить или рефинансировать около 46,5 млрд руб. (80,1% долга), а до конца текущего года (по состоянию на 01.11.2020) погашению/рефинансированию подлежат 18,3% долга (10,6 млрд руб.), часть которого приходится на краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК).
По условиям дополнительных соглашений от 2020 года о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Краем и Минфином России, срок погашения по ним продлевается до 2029 года, а в текущем году выплаты отсутствуют. Учитывая новые условия продления бюджетных кредитов, долг Региона на 01.01.2021 не должен превысить 48% ННД, однако, как следует из закона Края2 о внесении изменений в бюджет, данный показатель по итогам 2020 года окажется на уровне выше 80%. Тем не менее, в случае нарушения условий нового соглашения по итогам текущего года Край может быть освобожден от ответственности за неисполнение обязательств в связи со сменой высшего должностного лица субъекта.
АКРА полагает, что на конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона превысит 54%, в то время как его процентные расходы невелики: отношение усредненных за 2017–2021 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) составит порядка 3%.
2 Закон Хабаровского края от 25.11.2020 № 119 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Невысокий уровень ликвидности. На начало 2020 года объем остатков средств на счетах Края составил 1,5 млрд руб. Среднемесячные остатки на счетах бюджета, включая средства автономных и бюджетных учреждений, с начала 2019 года покрывали порядка 80% ежемесячных расходов (без учета автономных и бюджетных учреждений — порядка 50%). По состоянию на 01.11.2020 у Края нет открытых, но неиспользованных кредитных линий сроком более года.
В ноябре 2020 года Регион заключил контракты с банками на предоставление четырех кредитных линий общим объемом 4 млрд руб., а также планирует заключить еще 11 контрактов объемом 10,5 млрд руб. (сроки возврата этих кредитных линий не превышают полутора лет). Между Хабаровский краем и УФК также заключены соглашения на предоставление бюджетных кредитов в 2020 году, в последний раз такой кредит на 5,5 млрд руб. привлекался Регионом 30.07.2020.
Умеренные показатели развития экономики при значительной доле госсектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края диверсифицирован. За последние четыре года значительная доля налоговых поступлений (21% — усредненная доля за 2016–2019 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой и связью, а торговля обеспечивала около 13% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формирует порядка 23% налоговых доходов в период с 2016 по 2019 год и является сектором, вносящим максимальный вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2015–2018 годах составила 95% (за период с 2013 по 2016 год данный показатель был равен 99%). Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2016–2019 годах превышало в Регионе 300%.
По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 4%. Безработица в Хабаровском крае находится стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
- снижение ННД в 2020 году на 5% относительно показателя 2019 года;
- объем безвозмездных поступлений не ниже уровня, прогнозируемого Краем;
- дефицит не более 17% ННД;
- частичное использование средств автономных и бюджетных учреждений для финансирования дефицита бюджета Края;
- оказание экстренной финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в случае необходимости;
- рост долга в 2020 году не более чем на 20% к показателю предыдущего года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- изменение долговой политики, предполагающее снижение доли краткосрочного долга;
- снижение уровня долговой нагрузки Края.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- отсутствие источников ликвидности, позволяющих погасить (рефинансировать) текущий долг;
- невозможность сократить расходы бюджета при снижении ННД в текущем году;
- получение безвозмездных поступлений меньшим объемом, чем запланировано Краем.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0); срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BB+(RU).
Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Хабаровского края, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.