Компоненты кредитного рейтинга |
Вес |
|
Отраслевой риск-профиль |
Очень низкий риск |
10% |
Операционный риск-профиль |
aa |
45% |
Рыночная позиция |
Очень сильная |
|
Бизнес-профиль |
Сильный |
|
Географическая диверсификация |
Очень сильная |
|
Корпоративное управление |
Высокий уровень |
|
Финансовый риск-профиль |
a- |
45% |
Размер |
Очень крупный |
|
Рентабельность |
Высокая |
|
Долговая нагрузка |
Средняя |
|
Обслуживание долга |
Среднее покрытие |
|
Ликвидность |
Очень сильная |
|
Денежный поток |
Очень слабый |
|
ОСК |
aa- |
|
Аналитические корректировки |
0 |
|
Финальная ОСК |
aa- |
|
Поддержка |
3 |
|
Государственная поддержка |
3 |
|
Групповая поддержка |
0 |
|
Иностранная поддержка |
0 |
|
Кредитный рейтинг |
AAA(RU) |
Краткая информация о компании
ОАО «Российские железные дороги» (далее — Компания, ОАО «РЖД», Группа) — естественная монополия, одна из крупнейших железнодорожных компаний в мире, владелец и оператор железнодорожной инфраструктуры, парка подвижного состава и локомотивов в РФ. Единственным акционером Компании является Российская Федерация. Стратегическая важность Компании для государства и ее значимость для экономики, а также очень сильное влияние государства на ее деятельность обуславливают кредитный рейтинг Компании на уровне паритета с РФ — AAA(RU).
Сильные стороны компании
- Компания занимает второе место в мире по грузообороту, третье — по эксплуатационной длине железных дорог и пятое — по пассажирообороту.
- Тарифная политика Компании, утверждаемая Правительством РФ, является определяющей для многих отраслей экономики, поскольку на стоимость транспортировки приходится значительная часть себестоимости ряда товаров.
- Инвестиционная программа Компании, утверждаемая Правительством РФ, служит основой развития транспортной инфраструктуры и призвана способствовать стимулированию роста экономики страны и обеспечению связанности ее территорий.
- Компания — один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в РФ.
Слабые стороны компании
- Компания является естественной монополией, что определяет ее зависимость от государственных решений в области тарифной и инвестиционной политики, а также операционной деятельности.
- Высокие инвестиционные расходы на развитие транспортной инфраструктуры определяют очень низкое значение свободного денежного потока (FCF) Компании.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня системной значимости Компании для экономики РФ;
- потеря контроля со стороны государства либо существенное снижение объема оказываемой поддержки.
Профиль Группы
ОАО «РЖД» — крупнейший в России железнодорожный перевозчик. Владеет железнодорожной инфраструктурой общего пользования, занимается ее развитием и строительством, обеспечивает перевозку жизненно важных грузов в отдаленные регионы и является крупнейшей в стране компанией, обеспечивающей пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении. Группа
«РЖД» представляет следующий спектр услуг:
- железнодорожные грузовые перевозки, локомотивная тяга и инфраструктура;
- контейнерные перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении;
- логистика;
- ремонт подвижного состава;
- инжиниринг;
- НИОКР в сфере железнодорожного транспорта.
Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,5 тыс. км, из них протяженность электрифицированных линий — 44,1 тыс. км.
Рисунок 1. Структура выручки ОАО «РЖД» в 2019 году
Источник: данные Компании
Рисунок 2. Структура затрат ОАО «РЖД» в 2019 году
Источник: данные Компании
Грузовые перевозки и доступ к инфраструктуре
В сфере грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» — единственный перевозчик на всей инфраструктуре, принадлежащей Группе. Услуги по перевозке грузов осуществляет АО «Федеральная грузовая компания» — 100%-ная дочерняя компания ОАО «РЖД». С 2011 года вагонный парк холдинга для коммерческого использования находится в собственности дочерних и зависимых обществ (ДЗО) ОАО «РЖД». Доля холдинга «РЖД» в обеспечении вагонами грузовых железнодорожных перевозок сократилась с 68,5% в 2004 году до 8,4% в 2019-м, тогда как доля иных собственников вагонных парков за указанный период увеличилась с 31,5 до 91,6%.
Рисунок 3. Структура российского рынка оперирования грузовыми вагонами по объемам перевозок в 2004–2019 годах, %
Источник: данные Компании
По состоянию на конец 2019 года парк железнодорожного подвижного состава
в России насчитывал 1 170 тыс. единиц, из них 143 тыс. единиц (12,2%) находились под управлением компаний, входящих в ОАО «РЖД» (без учета ПАО «Трансконтейнер»); остальной парк принадлежал частным независимым операторам.
Рисунок 4. Структура российского железнодорожного парка в 2019 году, %
Источник: данные Компании
По итогам десяти месяцев 2020 года объем погрузки грузов на сети ОАО «РЖД» составил 1 031,9 млн т, что на 3,2% меньше показателя за тот же период 2019 года. Падение в основном было связано со снижением деловой активности в стране на фоне распространения коронавирусной инфекции.
Рисунок 5. Объем погрузки грузов на сети ОАО «РЖД», млн т
Источник: данные Компании
Пассажирские перевозки
Пассажирские перевозки в дальнем следовании осуществляют шесть перевозчиков: АО «Федеральная пассажирская компания», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис», АО «Пассажирская компания «Сахалин» и ОАО «РЖД» в лице Дирекции скоростного сообщения. В 2019 году доля ДЗО ОАО «РЖД» в структуре пассажирооборота в дальнем следовании снизилась до 93,8% (-0,8 п. п.), а доля частных перевозчиков на рынке дальних пассажирских перевозок увеличилась до 1,6% (+0,2 п. п.). Доля пассажирооборота, осуществляемого поездами ОАО «РЖД», также увеличилась до 4,6% (+0,6 п. п.).
АО «Федеральная пассажирская компания», 100%-ная «дочка» ОАО «РЖД», представляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем следовании. По итогам 2019 года компания перевезла 105,8 млн пассажиров, или 90,8% пассажиров, перевезенных в дальнем следовании по инфраструктуре ОАО «РЖД».
За десять месяцев 2020 года холдингом «РЖД» было перевезено 728,1 млн пассажиров, что на 27,4% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. В дальнем следовании количество перевезенных пассажиров составило 58,1 млн, в пригородном сообщении — 670 млн (снижение на 41,5 и 25,8% год к году соответственно). Причиной существенного сокращения пассажирских перевозок стала пандемия коронавируса и принятые в связи с этим ограничительные меры.
Рисунок 6. Перевозка пассажиров холдингом «РЖД», млн человек
Источник: данные Компании
Транспортно-логистические услуги
АО «РЖД Логистика» — крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический оператор, созданный в целях развития логистического направления бизнеса холдинга «РЖД». Компания является одним из лидеров российского рынка логистического аутсорсинга для промышленных предприятий, предоставляет комплексные услуги по управлению цепями поставок. АО «РЖД Логистика» оказывает широкий спектр экспедиторских услуг: от оплаты тарифа до разработки нестандартных логистических решений. В рамках сервиса по доставке сборных и мелких партий грузов компания обслуживает около 16 тыс. маршрутов и представлена в 113 городах России и СНГ, 46 городах Китая, семи городах Европы.
Дочерняя компания ОАО «РЖД» «Жефко» (GEFCO, Франция) — глобальный поставщик логистических решений, а также услуг 3PL и 4PL. Компания представлена более чем в 150 странах, входит в топ-10 ведущих логистических операторов в Европе, располагает 350 операционными площадками по всему миру. 75% акций «Жефко» принадлежит ОАО «РЖД», выручка компании за 2019 год составила 4,7 млрд евро.
Отраслевой риск-профиль
Отраслевой риск-профиль Компании характеризуется низким уровнем риска.
АКРА оценивает базовый риск отрасли «Транспорт: инфраструктура» как очень низкий. Это связано с тем, что даже в периоды острых кризисных явлений в экономике деятельность по предоставлению транспортной инфраструктуры продолжается в полном объеме, а в сегменте предоставления локомотивной тяги и подвижного состава наблюдается лишь некоторое снижение объемов в связи с сокращением грузооборота. Деятельность в сфере перевозки пассажиров, как правило, не претерпевает серьезных изменений во время кризисов, однако ситуация
с пандемией коронавируса стала исключительной и оказала значительное влияние именно на пассажирские перевозки из-за введенного для населения режима самоизоляции и карантина.
Таблица 1. Распределение отраслей российской экономики по группам риска
1 группа (вес 10%) |
ЖКХ и электроэнергетика: сети |
Транспорт: |
Телекоммуникации |
2 группа (вес 5%) |
Нефтегазовая |
Металлургия |
Электроэнергетика: генерация |
3 группа (вес 0%) |
ВПК |
Розничная торговля |
Добыча полезных ископаемых(кроме нефти и газа) |
Транспорт: перевозчики |
Машиностроение |
Сельское хозяйство |
|
Пищевая промышленность |
Здравоохранение |
ИТ |
|
4 группа (вес 15%) |
Недвижимость |
Лесная |
Нефтесервисные |
5 группа (вес 30%) |
Инфраструктурное строительство |
Жилищное |
Оптовая торговля |
Источник: АКРА
Операционный риск-профиль
Рыночная позиция
Рыночная позиция Компании оценивается как очень сильная.
ОАО «РЖД» — монополист в части предоставления доступа к железнодорожной инфраструктуре и единственный собственник всех железнодорожных путей общего пользования. Компания также имеет статус монополиста в сегменте услуг локомотивной тяги. На конец 2019 года эксплуатируемый парк локомотивов ОАО «РЖД» составил 14 тыс. единиц (7,7 тыс. электровозов и 6,3 тыс. тепловозов).
В сегменте операторского бизнеса одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов является АО «Федеральная грузовая компания» — дочерняя компания ОАО «РЖД». По итогам 2019 года компания сохранила лидирующие позиции:
- по доле в показателе «Грузооборот, всего» — 12,3%;
- по величине парка в управлении (среднегодовой показатель) — 134,6 тыс. единиц;
- по доле в российском парке вагонов — 11,2%.
Бизнес-профиль
Бизнес-профиль Компании оценивается как сильный.
По мнению АКРА, бизнес-профиль ОАО «РЖД» является сильным, чему способствует высокая оценка субфактора «Специализация», обусловленная монопольным положением Компании в предоставлении железнодорожной инфраструктуры и локомотивной тяги, а также ее значительной долей в операторском сегменте. Кроме того, при оценке бизнес-профиля учитывается умеренный регуляторный риск: регулирование тарифов хотя и подвержено воздействию неэкономических факторов (электоральные циклы, социальная напряженность), в целом система регулирования обеспечивает покрытие операционных и капитальных затрат. В оценке качества основных средств и инвестиционной программы учтен существенный износ основных средств Компании и масштабная инвестиционная программа (на реализацию многих крупных инвестиционных проектов выделяется государственное финансирование).
Географическая диверсификация Компании оценивается как очень сильная.
ОАО «РЖД» действует в масштабах всей страны, поэтому субфактор «Географическая диверсификация» получил максимально высокую оценку.
Корпоративное управление
АКРА оценивает уровень корпоративного управления ОАО «РЖД» как высокий.
Стратегия управления
Уровень корпоративного управления Компании оценивается как высокий.
Стратегия развития ОАО «РЖД» неразрывно связана со стратегией развития транспортной инфраструктуры страны, вследствие чего стратегические ориентиры Компании учитываются в стратегических документах РФ, а именно — в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» и «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». В 2019 году Правительственным распоряжением № 466-р была утверждена долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года, где детально прописаны целевые операционные и финансовые показатели, а также параметры инвестиционной программы Компании.
Управление рисками
Качество системы управления рисками ОАО «РЖД» оценивается как среднее для корпоративного сектора. В Компании используются отдельные элементы риск-менеджмента и инструменты натурального хеджирования, позволяющие обеспечить разумный баланс между валютной выручкой и валютными обязательствами.
Структура управления
Компания имеет выстроенную структуру управления, в рамках которой действуют совет директоров и органы операционного управления. В обновленный в сентябре 2020 года состав совета директоров входят 14 человек, из которых 11 — представители Российской Федерации, а три директора являются независимыми. При совете директоров функционируют комитеты по стратегическому планированию, аудиту и рискам, кадрам и вознаграждениям. В 2019 году советом директоров было принято решение о создании комитета по цифровой трансформации и инновационному развитию. Кроме того, в 2019 году были утверждены: политика по управлению рисками и внутреннему контролю, положение о системе вознаграждения членов правления Компании, а также долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года, стратегия цифровой трансформации и стратегия управления интеллектуальной собственностью.
Структура Группы
Средняя для корпоративного сегмента оценка структуры Группы обусловлена большим количеством дочерних компаний ОАО «РЖД», хотя структурно они распределены по основным направлениям деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, логистика, ремонт и обслуживание и др.
Финансовая прозрачность
АКРА отмечает высокое качество прошедшей аудиторскую проверку финансовой отчетности Компании, существенные аспекты которой раскрыты в примечаниях. ОАО «РЖД» регулярно публикует на своем сайте результаты операционной деятельности и годовые отчеты.
Финансовый риск-профиль
Основные предпосылки прогнозирования финансовых показателей и принципы их учета в рейтинговой модели
В ходе проведения рейтингового анализа АКРА построило финансовую модель денежных потоков ОАО «РЖД», основанную на долгосрочной программе развития Компании до 2025 года. В рамках рейтинговой модели финансовые показатели усреднялись путем взвешивания. Наибольшие веса — по 30% — имели показатели 2020 и 2021 годов; показателям 2019 и 2022 годов были присвоены веса, равные 15%; на показатели 2018 и 2023 годов пришлось по 5%. При расчете коэффициентов ликвидности учитывались только прогнозные показатели 2020–2022 годов в соотношении 60%–30%–10% соответственно.
Оценка финансового риск-профиля ОАО «РЖД» соответствует рейтинговому уровню a- вследствие очень низкого значения свободного денежного потока FCF (на всем прогнозном периоде до 2023 года), обусловленного масштабной инвестиционной программой Компании. Высокая рентабельность не обеспечивает в полной мере достаточности собственного операционного потока для финансирования инвестиций, что приводит к необходимости дополнительного наращивания долга.
Размер и рентабельность
Размер Компании оценивается как очень крупный, рентабельность высокая.
Масштаб бизнеса Компании оценивается как очень крупный, взвешенное значение FFO до чистых процентных платежей и налогов за период с 2018 по 2023 год составляет 576 млрд руб. Рентабельность ОАО «РЖД» высокая: взвешенная рентабельность по FFO до процентов и налогов за период с 2018 по 2023 год составляет около 22% и учитывает ожидаемое в 2020 году снижение рентабельности вследствие падения объемов грузовых и пассажирских перевозок на фоне пандемии коронавируса.
Долговая нагрузка и обслуживание долга
Долговая нагрузка Компании оценивается как средняя.
Общий долг Компании на 31.12.2019 составил 1 565 млрд руб. АКРА ожидает рост абсолютного значения долга к концу 2020 года примерно до 1,9 трлн руб. (с учетом бессрочных облигаций). Отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей по итогам 2019 года составило 3,0х. Как полагает АКРА, на конец 2020-го данный показатель увеличится вследствие роста абсолютного значения долга (с учетом бессрочных облигаций) и падения операционной прибыли, что вновь связано с влиянием пандемии на грузооборот и пассажирооборот Компании. Тем не менее, даже с учетом консервативного прогноза по операционной прибыли, не предполагающего ее существенного роста во втором полугодии по сравнению с первой половиной 2020 года, данный показатель не превысит 5,5х. Агентство ожидает, что по мере восстановления операционной прибыли в 2021 году показатель долговой нагрузки снизится до 3,1х. Оценка Компании за уровень долговой нагрузки — 3 (средняя).
Покрытие процентных платежей Компании оценивается как среднее.
Оценка за обслуживание долга также находится на уровне 3-х (средняя). На конец 2019 года показатель покрытия долга Компании (отношение FFO до процентных платежей к процентным платежам) составил 5,3х (6,3х на конец 2018-го). По оценкам АКРА, в текущем году вследствие снижения операционной прибыли показатель покрытия долга снизится на конец 2020-го до 3,0х, но по мере восстановления прибыльности Компании в 2021-м увеличится до 5,0х.
Рисунок 7. Структура кредитного портфеля ОАО «РЖД», млрд руб.
Источник: данные Компании
Рисунок 8. График погашения обязательств ОАО «РЖД»
Источник: данные Компании
Очень слабый денежный поток при сильной ликвидности
Денежный поток Компании оценивается как очень слабый.
Компания продолжает генерировать отрицательный свободный денежный поток, что обусловлено существенным объемом ее инвестиционной программы. Как полагает АКРА, до 2023 года свободный денежный поток Компании будет отрицательным. Взвешенный показатель отношения капитальных затрат к выручке за период с 2018 по 2023 год составляет 28,1%. АКРА отмечает наличие у Компании определенной гибкости в реализации программы капитального развития, в том числе благодаря получению государственного финансирования на проекты, выполняемые по инициативе государства.
Рисунок 9. Инвестиционная программа, основанная на долгосрочной программе развития ОАО «РЖД», млрд руб.
Источник: данные Компании
Ликвидность Компании оценивается как очень сильная.
Уровень ликвидности Компании оценивается АКРА как очень сильный. Компания поддерживает стабильно высокий объем денежных средств на счетах (около 100 млрд руб.), а доступный остаток невыбранных кредитных линий составляет около 1,3 трлн руб. Данных средств более чем достаточно для рефинансирования долга в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Сумма долга к погашению до конца 2021 года составляет около 150 млрд руб. с учетом оферт по рублевым облигациям.
Оценка системной значимости и степень влияния государства
Очень высокая системная значимость связана с тем, что Компания является естественной монополией, крупнейшим работодателем и неотъемлемой частью национальной экономики. Формирование инвестиционной программы Компании неразрывно связано с политикой государства в развитии транспортной инфраструктуры страны с целью обеспечения связанности территорий и стимулирования устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации. Тарифная политика Компании, утверждаемая Правительством РФ, является определяющей для многих отраслей экономики, поскольку на стоимость транспортировки приходится значительная часть себестоимости ряда товаров. Очень высокая степень влияния государства обусловлена наличием операционного и акционерного контроля, предоставлением государственной поддержки в форме субсидий, финансирования инвестиционной программы, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и установления для Компании льготных условий налогообложения. Объем средств, полученных в форме субсидий и взносов в уставный капитал Компании, составил в 2019 году 131 млрд руб., в том числе на финансирование программы развития БАМа поступило 19,5 млрд руб. из средств ФНБ. В 2020 году общий объем государственной поддержки Компании составит около 150 млрд руб.
Ключевые допущения
- сохранение объема государственной поддержки в форме предоставления субсидий и взносов в уставный капитал в совокупном размере не менее
50 млрд руб. ежегодно; - реализация Компанией программы капитального развития в объемах, которые не приведут к нарушению ограничений, накладываемых финансовой стратегией (чистый долг/EBITDA не более 3,0х) в долгосрочной перспективе;
- взвешенная дивидендная политика, учитывающая конъюнктуру рынка, высокие капитальные расходы и необходимость сохранения умеренной долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня системной значимости Компании для экономики РФ;
- потеря контроля со стороны государства либо существенное снижение объема оказываемой поддержки.
Компоненты рейтинга
ОСК: аa-.
Поддержка: паритет с РФ
Рейтинги выпусков
Ключевые характеристики выпусков старшего необеспеченного долга
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже эмиссии являются старшим необеспеченным долгом Компании. Учитывая отсутствие структурной и контрактной субординации выпусков, АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании.
В соответствии с методологией АКРА, принимая во внимание высокий уровень кредитоспособности и умеренную долговую нагрузку эмитента, а также отсутствие обеспеченного долга, Агентство приравнивает кредитный рейтинг эмиссий к кредитному рейтингу РЖД — AАА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 19 (RU000A0JQ7Z2), срок погашения 08.07.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 23 (RU000A0JQRD9), срок погашения 16.01.2025, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 32 (RU000A0JSGV0), срок погашения 25.06.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 28 (RU000A0JTU85), срок погашения 21.03.2028, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 30 (RU000A0JUAH8), срок погашения 07.11.2028, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 33 (RU000A0JVB19), срок погашения 28.02.2040, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 34 (RU000A0JVB27), срок погашения 28.02.2040, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 35 (RU000A0JVKH5), срок погашения 30.05.2040, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 36 (RU000A0JVY04), срок погашения 15.10.2040, объем эмиссии — 15,2 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 41 (RU000A0JX1S1), срок погашения 27.11.2031, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 42 (RU000A0JWLU4), срок погашения 22.05.2046, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-18 (RU000A0JTY57), срок погашения 29.04.2043, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-09 (RU000A0JTZM7), срок погашения 08.06.2028, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-12 (RU000A0JU542), срок погашения 18.08.2033, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-13 (RU000A0JU7B7), срок погашения 19.09.2033, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-15 (RU000A0JU9M0), срок погашения 11.10.2038, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-10 (RU000A0JUCG6), срок погашения 29.11.2028, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-19 (RU000A0JUPZ8), срок погашения 20.05.2044, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-16 (RU000A0JUX71), срок погашения 20.09.2039, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-14 (RU000A0JVJS4), срок погашения 29.05.2035, объем эмиссии — 17 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-02 (RU000A0JVW71), срок погашения 16.10.2025, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-07 (RU000A0JWC82), срок погашения 25.03.2026, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-05 (RU000A0JWD57), срок погашения 03.04.2026, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-17 (RU000A0JWHU2), срок погашения 26.04.2041, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия БО-11 (RU000A0JXJK7), срок погашения 04.02.2032, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя, серия 001Р-01R (RU000A0JXN05), срок погашения 18.05.2032, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя, серия 001P-02R (RU000A0JXQ44), срок погашения 02.04.2037, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя, серия 001P-03R (RU000A0JXR84), срок погашения 23.04.2037, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя, серия 001P-04R (RU000A0JXZB2), срок погашения 29.07.2032, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия 001P-09R, (RU000A0ZZRY2), срок погашения 14.10.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия 001P-08R (RU000A0ZZGT5), срок погашения 03.08.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия 001P-07R (RU000A0ZZ9R4), срок погашения 26.05.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые документарные на предъявителя, серия 001P-06R (RU000A0ZZ4P9), срок погашения 04.04.2033, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» процентные документарные неконвертируемые на предъявителя, серия 001P-05R (RU000A0ZYU05), срок погашения 01.02.2033, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-10R (RU000A0ZZX19), срок погашения 03.06.2022, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-11R (RU000A0ZZXL7), срок погашения 10.05.2022, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-12R (RU000A1002C2), срок погашения 26.01.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-13R (RU000A1007Z2), срок погашения 19.03.2029, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-14R (RU000A1008D7), срок погашения 04.05.2029, объем эмиссии — 11 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-15R (RU000A1009L8), срок погашения 07.04.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Биржевые облигации ОАО «РЖД» документарные процентные неконвертируемые на предъявителя с обязательным централизованным хранением, серия 001P-16R (RU000A100HY9), срок погашения 25.06.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия 001P-17R (RU000A1010M4), срок погашения 03.11.2025, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия 001P-18R (RU000A101H84), срок погашения 20.02.2030, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 001P-19R (RU000A101LS1), срок погашения 15.04.2027, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Облигации ОАО «РЖД» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 001P-20R (RU000A101M04), срок погашения 15.03.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АAА(RU).
Ключевые характеристики выпусков облигаций без установленного срока погашения (с возможностью погашения по усмотрению эмитента)
Обоснование кредитного рейтинга. Приведенные ниже эмиссии являются необеспеченным бессрочным долгом ОАО «РЖД». Условиями выпусков предусматривается возможность по решению Компании не выплачивать купонный доход. При этом невыплата купонного дохода не влечет за собой возникновение финансовых санкций за неисполнение обязательств по уплате купонного дохода. В случае принятия такого решения предусмотрена компенсация неполученных инвесторами доходов в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1260-р от 13.05.2020 и Постановлением Правительства Российской Федерации №1380 от 09.09.20201. В случае принятия РЖД решения о невыплате купонного дохода, Государственная корпорация «ВЭБ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — ВЭБ.РФ) осуществляет перечисление средств на счет в Национальном расчетном депозитарии (НРД), открытый эмитенту в целях выплаты процентного дохода владельцам облигаций в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ и эмиссионной документацией, за счет средств субсидий, полученных от Министерства транспорта РФ.
В соответствии с методологией АКРА, если неплатеж заемщика по отдельным финансовым обязательствам, имеющим характеристики долга, не приводит
к дефолту рейтингуемого лица, финальный рейтинг таких финансовых обязательств устанавливается на 5 ступеней ниже уровня ОСК. Однако, учитывая фактор компенсации инвесторам неполученных доходов в полном объеме посредством субсидий Министерства транспорта РФ через ВЭБ.РФ, рейтинг эмиссии присвоен
на одну ступень ниже рейтинга эмитента — AA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-01 (RU000A101TT2), объем эмиссии — 30 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-02 (RU000A101Y18), объем эмиссии — 20 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-03 (RU000A102564), объем эмиссии — 100 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-04 (RU000A1028U9), объем эмиссии — 80 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-05 (RU000A102E37), объем эмиссии — 33 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-06 (RU000A102FE1), объем эмиссии — 40 млрд руб., — АA+(RU).
Облигации ОАО «РЖД» процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав без установленного срока погашения с возможностью погашения по усмотрению эмитента, серия 001Б-07 (RU000A102GA7), объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA+(RU).
1 Постановление Правительства Российской Федерации № 1380 от 09.09.2020 «О порядке компенсации уплаты процентов по облигациям без определения срока их погашения в случае принятия эмитентами указанных облигаций решения об отказе от их выплаты и внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 года №1260-р».
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ОАО «Российские железные дороги» и выпусков облигаций ОАО «Российские железные дороги» (ISIN RU000A0JQ7Z2, ISIN RU000A0JQRD9, ISIN RU000A0JSGV0, ISIN RU000A0JTU85, ISIN RU000A0JTY57, ISIN RU000A0JTZM7, ISIN RU000A0JU542, ISIN RU000A0JU7B7, ISIN RU000A0JU9M0, ISIN RU000A0JUAH8, ISIN RU000A0JUCG6, ISIN RU000A0JUPZ8, ISIN RU000A0JUX71, ISIN RU000A0JVB19, ISIN RU000A0JVB27, ISIN RU000A0JVJS4, ISIN RU000A0JVKH5, ISIN RU000A0JVW71, ISIN RU000A0JVY04, ISIN RU000A0JWC82, ISIN RU000A0JWD57, ISIN RU000A0JWHU2, ISIN RU000A0JWLU4, ISIN RU000A0JX1S1, ISIN RU000A0JXJK7, ISIN RU000A0JXN05, ISIN RU000A0JXQ44, ISIN RU000A0JXR84, ISIN RU000A0JXZB2, ISIN RU000A0ZZRY2, ISIN RU000A0ZZGT5, ISIN RU000A0ZZ9R4, ISIN RU000A0ZZ4P9, ISIN RU000A0ZYU05, ISIN RU000A0ZZX19, ISIN RU000A0ZZXL7, ISIN RU000A1002C2, ISIN RU000A1007Z2, ISIN RU000A1008D7, ISIN RU000A1009L8, ISIN RU000A100HY9, ISIN RU000A1010M4, ISIN RU000A101H84, ISIN RU000A101LS1, ISIN RU000A101M04, ISIN RU000A101TT2, ISIN RU000A101Y18, ISIN RU000A102564, ISIN RU000A1028U9, ISIN RU000A102E37, ISIN RU000A102FE1, ISIN RU000A102GA7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» и кредитные рейтинги выпусков облигаций ОАО «Российские железные дороги» (ISIN RU000A0JQ7Z2, ISIN RU000A0JQRD9, ISIN RU000A0JSGV0, ISIN RU000A0JTU85, ISIN RU000A0JTY57, ISIN RU000A0JTZM7, ISIN RU000A0JU542, ISIN RU000A0JU7B7, ISIN RU000A0JU9M0, ISIN RU000A0JUAH8, ISIN RU000A0JUCG6, ISIN RU000A0JUPZ8, ISIN RU000A0JUX71, ISIN RU000A0JVB19, ISIN RU000A0JVB27, ISIN RU000A0JVJS4, ISIN RU000A0JVKH5, ISIN RU000A0JVW71, ISIN RU000A0JVY04, ISIN RU000A0JWC82, ISIN RU000A0JWD57, ISIN RU000A0JWHU2, ISIN RU000A0JWLU4, ISIN RU000A0JX1S1, ISIN RU000A0JXJK7, ISIN RU000A0JXN05, ISIN RU000A0JXQ44, ISIN RU000A0JXR84, ISIN RU000A0JXZB2) были опубликованы 16.11.2017, кредитный рейтинг выпуска облигаций ISIN RU000A0ZZRY2 — 02.11.2018, ISIN RU000A0ZZGT5 — 16.08.2018, ISIN RU000A0ZZ9R4 — 14.06.2018, ISIN RU000A0ZZ4P9 — 23.04.2018, ISIN RU000A0ZYU05 — 19.02.2018, ISIN RU000A0ZZX19 — 07.12.2018, ISIN RU000A0ZZXL7 — 12.12.2018, ISIN RU000A1002C2 — 01.02.2019, ISIN RU000A1007Z2 — 01.04.2019, ISIN RU000A1008D7 — 04.04.2019, ISIN RU000A1009L8 — 17.04.2019, ISIN RU000A100HY9 — 04.07.2019, ISIN RU000A1010M4 — 11.11.2019, ISIN RU000A101H84 — 04.03.2020, ISIN RU000A101LS1 — 23.04.2020, ISIN RU000A101M04 — 24.04.2020, ISIN RU000A101TT2 — 26.06.2020, ISIN RU000A101Y18 — 31.07.2020, ISIN RU000A102564 — 30.09.2020, ISIN RU000A1028U9 — 22.10.2020, ISIN RU000A102E37 — 30.11.2020, ISIN RU000A102FE1 — 03.12.2020, ISIN RU000A102GA7 — 10.12.2020.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ОАО «Российские железные дороги» и кредитных рейтингов облигационных выпусков ОАО «Российские железные дороги» (ISIN RU000A0JQ7Z2, ISIN RU000A0JQRD9, ISIN RU000A0JSGV0, ISIN RU000A0JTU85, ISIN RU000A0JTY57, ISIN RU000A0JTZM7, ISIN RU000A0JU542, ISIN RU000A0JU7B7, ISIN RU000A0JU9M0, ISIN RU000A0JUAH8, ISIN RU000A0JUCG6, ISIN RU000A0JUPZ8, ISIN RU000A0JUX71, ISIN RU000A0JVB19, ISIN RU000A0JVB27, ISIN RU000A0JVJS4, ISIN RU000A0JVKH5, ISIN RU000A0JVW71, ISIN RU000A0JVY04, ISIN RU000A0JWC82, ISIN RU000A0JWD57, ISIN RU000A0JWHU2, ISIN RU000A0JWLU4, ISIN RU000A0JX1S1, ISIN RU000A0JXJK7, ISIN RU000A0JXN05, ISIN RU000A0JXQ44, ISIN RU000A0JXR84, ISIN RU000A0JXZB2, ISIN RU000A0ZZRY2, ISIN RU000A0ZZGT5, ISIN RU000A0ZZ9R4, ISIN RU000A0ZZ4P9, ISIN RU000A0ZYU05, ISIN RU000A0ZZX19, ISIN RU000A0ZZXL7, ISIN RU000A1002C2, ISIN RU000A1007Z2, ISIN RU000A1008D7, ISIN RU000A1009L8, ISIN RU000A100HY9, ISIN RU000A1010M4, ISIN RU000A101H84, ISIN RU000A101LS1, ISIN RU000A101M04, ISIN RU000A101TT2, ISIN RU000A101Y18, ISIN RU000A102564, ISIN RU000A1028U9, ISIN RU000A102E37, ISIN RU000A102FE1, ISIN RU000A102GA7) ожидается в течение одного года с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра кредитного рейтинга.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ОАО «Российские железные дороги», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности по МСФО ОАО «Российские железные дороги» Кредитные рейтинги являются запрошенными, ОАО «Российские железные дороги» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ОАО «Российские железные дороги», не выявлены.
АКРА оказывало ОАО «Российские железные дороги» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение 1. Фактические и прогнозные финансовые и расчетные показатели
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020П |
2021П |
2022П |
|
|
|
|
|
|
|
Продажи и рентабельность, млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Выручка |
2 251 703 |
2 412 881 |
2 507 516 |
2 229 720 |
2 767 200 |
2 929 700 |
динамика |
|
7,2% |
3,9% |
-11,1% |
24,1% |
5,9% |
Валовая прибыль |
490 500 |
520 189 |
528 108 |
246 507 |
645 117 |
718 893 |
рентабельность |
21,8% |
21,6% |
21,1% |
11,1% |
23,3% |
24,5% |
FFO до фиксированных платежей |
516 564 |
530 356 |
583 182 |
357 048 |
687 463 |
767 774 |
рентабельность |
22,9% |
22,0% |
23,3% |
16,0% |
24,8% |
26,2% |
FFO до чистых процентных платежей |
499 851 |
520 213 |
575 628 |
349 494 |
679 909 |
760 220 |
рентабельность |
22,2% |
21,6% |
23,0% |
15,7% |
24,6% |
25,9% |
Чистая прибыль |
139 704 |
35 408 |
155 738 |
-62 102 |
136 170 |
157 479 |
рентабельность |
6,2% |
1,5% |
6,2% |
-2,8% |
4,9% |
5,4% |
Баланс, млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Внеоборотные активы |
3 998 562 |
4 297 436 |
4 703 947 |
5 180 028 |
5 656 633 |
6 098 790 |
Чистый оборотный капитал |
-294 569 |
-308 266 |
-178 796 |
-267 529 |
-254 512 |
-261 256 |
Скорр. денежные средства |
162 584 |
140 078 |
98 109 |
101 058 |
39 545 |
93 637 |
Капитал |
2 411 935 |
2 503 566 |
2 675 106 |
2 665 404 |
2 844 694 |
3 047 816 |
Общий долг |
1 168 547 |
1 388 261 |
1 565 385 |
1 915 385 |
2 035 385 |
2 185 385 |
Скорр. общий долг |
1 285 538 |
1 459 262 |
1 618 263 |
1 968 263 |
2 088 263 |
2 238 263 |
Денежные потоки, млн руб. |
|
|
|
|
|
|
FFO |
379 419 |
412 417 |
428 544 |
231 816 |
529 455 |
584 409 |
CFO |
371 462 |
399 567 |
366 044 |
320 549 |
516 438 |
591 153 |
Капитальные затраты + НМА |
-537 083 |
-624 112 |
-730 467 |
-720 000 |
-744 951 |
-734 062 |
Выплата дивидендов |
-6 588 |
-11 749 |
-19 456 |
-2 700 |
-20 000 |
-20 000 |
FCF |
-172 209 |
-236 294 |
-383 879 |
-399 451 |
-248 513 |
-162 909 |
рентабельность |
-7,6% |
-9,8% |
-15,3% |
-17,9% |
-9,0% |
-5,6% |
Долговая нагрузка и ликвидность |
|
|
|
|
|
|
Общий долг / FFO до чистых процентных платежей |
2,59 |
2,86 |
2,98 |
5,48 |
3,1 |
3,0 |
FFO до чистых процентных платежей / Процентные платежи |
5,8 |
6,3 |
5,3 |
3,0 |
5,0 |
5,3 |
Коэффициент краткосрочной ликвидности |
|
|
|
3,4 |
2,2 |
3,0 |
Источник: данные Компании, расчеты АКРА