Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 08.09.2020.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

6

Кредитный рейтинг

A-(RU)

Прогноз

«Стабильный»


1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Рязанская область (далее — Рязанская область, Область, Регион) входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО). Регион граничит с Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой, Московской, Тульской областями и Республикой Мордовия. Область расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Рязанская область имеет высокий уровень моноцентричности: деловая активность Области сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Области. В целом на территории Региона проживает около 0,8% населения страны. Объем валового регионального продукта (ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов.

Факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы

Номинальный ВРП Области в 2018 году составил 383,1 млрд руб. С 2011 года темпы роста реального ВРП начали снижаться и стали уступать динамике суммарного ВРП России. Кроме того, в период с 2014 по 2016 год экономика Области находилась в состоянии рецессии, но с 2017 года ее реальный ВРП вновь демонстрирует рост (на 101,8 и 100,1% в 2017 и 2018 годах соответственно), однако его темпы по-прежнему остаются ниже среднестранового уровня.

Рисунок 1. Динамика реального ВРП Рязанской области в сравнении с суммарным уровнем ВРП российских регионов

Источник: Росстат, расчеты АКРА

В 2018 году ВРП Области на душу населения составил 342,7 тыс. руб. Темпы прироста данного показателя в период с 2014 по 2018 год опережают темпы прироста номинального ВРП в среднем на 0,5 п. п., что связано с сокращением численности населения в Регионе. Усредненный2 ВРП Области на душу населения в 2015–2018 годах составил 60,9% от усредненного среднестранового показателя и имеет тенденцию к понижению.


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Для экономики Области характерна высокая степень отраслевой диверсификации.
В 2016–2018 годах на долю сектора обрабатывающих производств стабильно приходилось 29–30% ВРП, однако сам этот сектор представлен предприятиями отраслей, слабо связанных через производственные цепочки. Высокая отраслевая диверсификация экономики положительно влияет на диверсификацию налоговых доходов Региона.

Рисунок 2. Структура ВРП Рязанской области в 2018 году

Источник: Росстат, расчеты АКРА

Промышленное производство в 2018 году совокупно составило 34% ВРП Области. По итогам того же года индекс промышленного производства оказался на уровне 103,0%, а по итогам 2019 года — 104,9%. В 2019 году по объему отгруженных товаров собственного производства, а также выполненных собственными силами работ и услуг основу промышленности Области (на 86,8%) составил сектор обрабатывающих производств, который имеет достаточно диверсифицированную структуру. На четыре лидирующих отрасли приходится более половины промышленности: 14,6% — производство кокса и нефтепродуктов, 14,1% — производство пищевых продуктов, 13,1% — производство компьютеров, электронных и оптических изделий, а 11,5% — производство прочей неметаллической минеральной продукции.

Достаточный уровень диверсификации экономики подтверждается широким перечнем крупнейших по объему выручки предприятий Региона, относящихся к разным отраслям. На десять крупнейших по объему выручки предприятий в Регионе приходится четыре предприятия сектора торговли, два предприятия сектора производства прочей неметаллической минеральной продукции. Остальные четыре предприятия относятся к разным отраслям экономики.

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Рязанской области, в 2019 году

Компания

Вид деятельности

Выручка,

млн руб.

Чистая прибыль,
млн руб.

ООО «РН-Смазочные материалы»

Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин

41 625

4 041

ООО «Альфа Рязань»

Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво

33 944

392

АО «Рязаньнефтепродукт»

Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах

29 485

1 000

АО «РНПК»

Производство нефтепродуктов

26 039

2 541

ООО «Рельеф-Центр»

Торговля оптовая писчебумажными
и канцелярскими товарами

22 003

326

ООО «Завод ТЕХНО»

Производство минеральных тепло-
и звукоизоляционных материалов
и изделий

17 920

1 666

ПАО завод «Красное знамя»

Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры

16 209

1 458

ООО завод «Технофлекс»

Производство изделий из асфальта
или аналогичных материалов

11 683

585

ПАО «РЭСК»

Торговля электроэнергией

10 972

127

ООО «Русская аграрная группа»

Производство молока (кроме сырого)
и молочной продукции

10 898

3

Источник: СПАРК-Интерфакс

Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и их невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают сравнительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим тенденциям. Однако в текущих условиях перспектив роста экономических показателей, которые могли бы позитивно сказаться на финансовом профиле Региона, не ожидается.

Среднегодовая численность населения Области по итогам 2019 года составила 1,1 млн человек, а с 2010 по 2019 год она сокращалась в среднем на 0,5% ежегодно. Основное влияние на данную тенденцию оказывает естественный отток населения (почти 0,6% ежегодно). Показатель миграционного прироста населения демонстрировал разнонаправленную динамику: в период с 2010 по 2019 год наблюдался миграционный приток от 0,0001 до 0,32% в различные годы, за исключением 2010 и 2018 годов (миграционный отток на уровне 0,07 и 0,04% соответственно). На начало 2020 года в Рязани проживало порядка 50% населения Области, и концентрация на областном центре ежегодно растет (в последние пять лет в среднем на 0,4 п. п.).

В 2016–2019 годах усредненная заработная плата в Области превысила усредненный региональный прожиточный минимум почти в три раза, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя.

Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Рязанской области

Источник: Росстат

Уровень развития транспортной инфраструктуры Региона оценивается как средний. Доля автодорог с твердым покрытием на несколько процентных пунктов превышает медианный уровень регионов ЦФО, при этом плотность такой дорожной сети находится на минимальном по меркам ЦФО уровне (16-е место из 18 по данным за 2019 год). Отчасти это связано с очень высокой централизацией экономической деятельности в Рязани. По территории Области проходят федеральные трассы М-5 «Урал» и М-6 «Каспий», а также две федеральные железнодорожные магистрали. Гражданских международных аэропортов в Области нет.

Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена федеральными трансфертами

В структуре бюджетных доходов Области (без учета субвенций) существенная доля приходится на собственные доходы: за период с 2017 по 2021 год усредненное значение показателя составит 74%. Налоговые поступления стабильно превышают 96% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД).

Исторически в структуре налоговых поступлений Области преобладает НДФЛ
(за исключением 2017 года): за период с 2016 по 2020 год на данный налог в среднем приходится 32% налоговых поступлений. В целом по НДФЛ наблюдается устойчивый прирост поступлений: в 2017–2019 годах они росли на 9% ежегодно, однако в 2020 году ожидается снижение на 3%. Налог на прибыль организаций в 2016–2020 годах в среднем составит 28,8%, а налоги на товары и услуги, налоги на имущество — 16,1
и 16,3% соответственно.

Рисунок 4. Динамика и структура налоговых поступлений бюджета Рязанской области

*Оценка АКРА
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

В целом структура налоговых поступлений Области достаточно стабильна, что связано с небольшим количеством волатильных секторов в экономике Региона. Отраслевая структура налоговых поступлений Области близка к структуре ее ВРП. В 2019 году более половины налоговых поступлений были сформированы тремя отраслями: сектор обрабатывающих производств обеспечил 25% совокупных налоговых поступлений, сектор государственных предприятий — 18%, а сектор оптовой и розничной торговли — 15%. Отраслевая структура наиболее значимых для Области видов налогов выглядит следующим образом: в НДФЛ за 2019 год превалируют поступления организаций государственного сектора — 31%, на втором месте сектор обрабатывающих производств — 24%; по налогу на прибыль организаций наибольший вклад вносят обрабатывающие производства — 31%, оптовая и розничная торговля — 18%, финансовая и страховая деятельность — 18%.

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов Рязанской области в 2019 году

Источник: ФНС, расчеты АКРА

За шесть месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль снизились на 1% к показателю за аналогичный период 2019-го, по налогам на совокупный доход — на 9%, по налогам на имущество — на 16%, тогда как по НДФЛ и налогам на товары и услуги наблюдался рост на 1 и 9% соответственно. По прогнозам АКРА, в связи с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой ННД регионального бюджета могут сократиться в 2020 году на 5% относительно прошлогоднего показателя. Однако совокупные доходы Области останутся на уровне 2019 года благодаря безвозмездным поступлениям в областной бюджет средств из федерального центра.

В период с 2016 по 2019 год динамика роста безвозмездных поступлений была неравномерной: в 2016–2017 годах показатель увеличился на 1–2%, а в 2018–2019 годах — на 22–27%. АКРА полагает, что в 2020 году безвозмездные поступления превысят прошлогодний уровень на 11% (на основе информации, полученной от Правительства Рязанской области).

Область имеет высокую гибкость бюджетных расходов: усредненное соотношение капитальных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2020 году составит 23%, а доля капитальных расходов, финансируемых Регионом самостоятельно, будет на уровне около 47%.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в период с 2017 по 2021 год составит 10%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет слабоотрицательным. Это говорит о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако для финансирования капитальных расходов Области необходимо будет привлекать заемные средства.

С 2016 по 2019 год у Региона был профицит бюджета в размере от 0,6 до 4,1 млрд руб., или от 2 до 11% ННД. В связи со снижением налоговых поступлений в 2020-м АКРА ожидает, что бюджет Региона будет исполнен с дефицитом в 4,0 млрд руб.
(10% ННД), а профинансирован он будет за счет остатков на бюджетных счетах и путем привлечения заемного финансирования.

Правительство Рязанской области консервативно подходит к бюджетному планированию. В период с 2016 по 2019 год фактические совокупные доходы Области были выше прогнозных показателей, отраженных в первоначальной редакции закона о бюджете, в среднем на 9%, а совокупные расходы за аналогичный период превышали запланированный уровень в среднем лишь на 3%.

Доля ННД муниципальных образований (далее — МО) в 2016–2019 годах составила в среднем 41% их совокупных доходов. Объем поступлений по НДФЛ стабильно формирует более половины ННД МО.

Стабильный уровень долговой нагрузки с умеренным риском рефинансирования

Бюджет Области характеризуется умеренно низким уровнем долговой нагрузки. На конец 2019 года государственный долг составил 22,4 млрд руб. и был представлен банковскими и бюджетными кредитами (на 43 и 57% соответственно). В связи с погашением Регионом части банковских кредитов на 01.08.2020 объем госдолга сократился на 14% (до 19,3 млрд руб.), а его структура изменилась в сторону увеличения доли бюджетных кредитов до 66%, в то время как на банковские кредиты пришлось 34%.

Рисунок 6. Структура государственного долга Рязанской области

Источник: Минфин России, Рязанская область, расчеты АКРА

В соответствии с законом о бюджете4 в 2020 году Рязанская область планирует привлечь долг в размере 11,3 млрд руб., из которых 1 млрд руб. составят государственные ценные бумаги (сроком обращения до пяти лет), 4 млрд руб. — бюджетный кредит на финансирование кассовых разрывов и 6,3 млрд руб. — банковские кредиты.

На 01.01.2020 доля краткосрочного долга Области составила 19% с учетом планового погашения части госдолга (3,1 млрд руб. банковских кредитов и 1,2 млрд руб. бюджетных кредитов). По состоянию на 01.08.2020 Региону оставалось погасить в 2020 году 7% государственного долга, тогда как в 2021 году совокупно необходимо погасить (рефинансировать) 34% долга, а в 2022 году — 27%.


4 Закон Рязанской области от 21.12.2019 № 69-ОЗ (ред. от 03.08.2020) «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 11.12.2019 № 402-VI РОД).

Рисунок 7. График погашения государственного долга Рязанской области на 01.08.2020

Источник: Рязанская область, расчеты АКРА

На конец 2019 года соотношение совокупного долга и текущих доходов Области составило 43%. По оценке АКРА, на конец 2020 года при ожидаемом снижении ННД Региона и одновременном сокращении государственного долга данное соотношение не изменится.

В начале 2020 года средневзвешенный срок погашения долговых обязательств Области составил 2,8 года. Расходы Региона на обслуживание государственного долга необременительны для его бюджета: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит 1% усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Долговая нагрузка МО растет, но по-прежнему остается на низком уровне: отношение совокупного долга МО к ННД МО увеличилось с 10% в 2016 году до 15% в 2019 году. Государственный долг МО с 2016 по 2019-й вырос на 84% и составил 1,8 млрд руб., тогда как ННД МО увеличились лишь на 17%. На конец 2019 года 88% госдолга МО приходилось на банковские кредиты, а оставшиеся 12% — на бюджетные кредиты. Обслуживание и погашение долга МО не является прямым обязательством Области, гарантий по долгу МО не выдано.

На начало 2020 года финансовый долг предприятий госсектора составил порядка 704,5 млн руб., кредиторская задолженность данных предприятий — 2 526,8 млн руб., просроченная кредиторская задолженность — 1,8 млн руб.

АКРА не располагает сведениями о наличии у Рязанской области просроченных долговых обязательств или информацией о случаях предоставления Региону экстренной помощи из вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Накопленная ликвидность может быть потрачена на финансирование бюджетного дефицита

Область располагает достаточным объемом ликвидности для финансирования среднемесячных расходов. На 01.08.2020 объем остатков на бюджетных счетах Области составил 5,7 млрд руб., что в 1,2 раза превышает размер среднемесячных расходов Области за семь месяцев 2020 года, а также покрывает 30% государственного долга Региона.

Рисунок 8. Баланс ликвидности5 Рязанской области


5 Отношение остатков денежных средств на счетах на начало месяца к расходам бюджета в предстоящем месяце.

Источник: Рязанская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Согласно закону о бюджете Области, по итогам 2020 года часть накопленных средств будет направлена на финансирование бюджетных дефицитов, и объем доступной ликвидности ощутимо снизится.

С 2019 года Регион не привлекает средства на финансирование кассовых разрывов, но в законе о бюджете Области на 2020 год запланировано привлечение указанных средств. Кроме того, с 2019 года Область размещала средства на банковских депозитах до мая 2020 года.

Риски рефинансирования обязательств в 2020 году у Региона отсутствуют, учитывая график погашения долга.

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • использование накопленной ликвидности на финансирование дефицита бюджета в текущем году;
  • снижение ННД в 2020-м не более чем на 5% по сравнению с 2019-м;
  • снижение расходов бюджета относительно запланированных уровней при сокращении ННД;
  • сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики;
  • сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями;
  • рост собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;
  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

08.09.2020 — А-(RU), прогноз «Стабильный».

20.03.2020 — А-(RU), прогноз «Стабильный».

01.10.2019 — А-(RU), прогноз «Позитивный».

12.04.2019 — А-(RU), прогноз «Позитивный».

12.10.2018 — А-(RU), прогноз «Позитивный».

13.04.2018 — А-(RU), прогноз «Позитивный».

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Рязанской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

27 261

28 819

31 916

34 010

Среднегодовой прожиточный минимум, руб.

9 516

9 924

10 317

10 842

ВРП на душу населения, руб.

296 254

321 083

342 734

 

ВРП, млн руб.

334 299

360 932

383 110

 

Безработица, %

4,4%

4,1%

4,2%

4,0%

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

3,9%

8,4%

6,7%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

(-) 0,9%

1,6%

0,1%

 

Источник: Рязанская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Доходы бюджета

 44 380

 48 954

 52 756

 59 544

 59 534

ННД

 32 244

 36 640

 37 687

 40 371

 38 331

Налог на прибыль организаций

 7 816

 11 015

 10 638

 11 185

 11 037

НДФЛ

 9 878

 10 785

 11 768

 12 845

 12 490

Налоги на товары (включая акцизы)

 5 758

 5 563

 5 155

 6 173

 6 112

Налоги на совокупный доход

 1 768

 2 061

 2 456

 2 789

 2 491

Налоги на имущество

 5 835

 5 918

 6 347

 5 926

 4 894

       Иные ННД

1 189

1 298

1 323

1 453

1 307

Безвозмездные поступления

 12 136

 12 314

 15 068

 19 173

 21 203

Расходы бюджета

42 614

44 796

50 440

58 852

63 524

Текущие расходы

33 919

36 350

40 151

44 952

49 447

Расходы капитального характера

7 527

7 795

9 685

13 227

13 412

Процентные расходы

1 168

650

604

672

665

Дефицит (-) / профицит

 1 766

 4 159

 2 316

 693

(-) 3 990

Текущие доходы

 40 877

 45 185

 47 478

 51 733

 52 457

Баланс текущих операций

 6 958

 8 835

 7 327

 6 781

 3 009

Модифицированный бюджетный дефицит

 2 041

 4 174

 2 288

 716

(-) 3 991

Источник: Рязанская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

12,6%

17,2%

16,5%

14,8%

10,5%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

77,9%

79,1%

77,5%

74,5%

74,2%

Усредненная доля капитальных расходов

19,0%

19,5%

20,0%

22,0%

22,5%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

0,4%

6,0%

5,6%

3,4%

(-) 2,3%

Источник: Рязанская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2016

2017

2018

2019

2020

(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

 26 362

 24 362

 22 818

 22 396

 22 338

Облигации, млн руб.

 625

 -  

 -  

 -  

 1 000

Банковские кредиты, млн руб.

 10 543

 10 364

 9 464

 9 685

 9 914

Бюджетные кредиты, млн руб.

 15 195

 13 998

 13 354

 12 711

 11 424

Государственные гарантии, млн руб.

-

-

-

-

-

Краткосрочный долг, млн руб.

 

 

 

 1 043

 4 347

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

 

 

 

4,6%

19,4%

Источник: Рязанская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

64,5%

53,9%

48,1%

43,3%

42,6%

Соотношение долга и ВРП

 

 

6,5%

5,9%

5,9%

Соотношение усредненных процентных расходов
и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

3,5%

2,4%

1,7%

1,4%

1,3%

Коэффициент ликвидности

20,7%

69,7%

408,2%

519,8%

60,3%

Источник: Рязанская область, расчеты АКРА

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.