Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона.
Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами РФ и Украиной. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее ВРП составляет порядка 0,5% совокупного ВРП страны. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики, удерживая в течение последних четырех лет показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По оценкам АКРА, к концу 2021 года долг Области составит порядка 20% ее текущих доходов (по методологии АКРА). По состоянию на первое декабря 2020 года долг представлен облигациями (16%) и бюджетными кредитами (84%). АКРА ожидает, что в декабре 2020 года для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете, Область привлечет краткосрочные бюджетные кредиты Минфина России и банковские кредиты; на конец 2020 года на бюджетные кредиты может приходиться порядка 70% долгового портфеля, на банковские — 20% и на облигации — 10%. С учетом низкой долговой нагрузки Области выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга (отношение усредненных1 процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2017–2021 годах составит 0,5%). Область ежегодно привлекает краткосрочные бюджетные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) в целях снижения процентных расходов. Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. У Области есть возможность использовать возобновляемые кредитные линии общей суммой 8 млрд руб. (подлежат погашению в 2021 году). Остатки на счетах, сформированные на первое декабря 2020 года, покрывают 35% среднемесячных расходов областного бюджета за 11 месяцев 2020-го.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно сильный бюджетный профиль. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2017 по 2021 год составит 74%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период составит 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может стать отрицательным (-0,4%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о возможной потребности в привлечении долгового финансирования для осуществления капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составляет 20%.
По итогам 11 месяцев 2020 года налоговые и неналоговые доходы Области сократились на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, однако вследствие роста трансфертов из федерального бюджета совокупные доходы областного бюджета увеличились на 6%. Промежуточный профицит бюджета Курской области за 11 месяцев 2020 года составил 1,6 млрд руб. Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом 5,7 млрд руб., однако фактический дефицит, по оценкам АКРА, окажется меньше данного уровня.
Кредитный рейтинг Области сдерживается умеренными показателями развития ее экономики. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд: в среднем 23% за 2016–2019 годы), ВРП Области на душу населения невысок (порядка 67% от среднего показателя по РФ в период с 2015-го по 2018 год). Заработная плата превысила региональный прожиточный минимум в 2019 году более чем в 3,3 раза, а безработица в Регионе в этот период был ниже среднероссийского уровня.
Ключевые допущения
- следование консервативной долговой политике;
- сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
- сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;
- дальнейший рост собственной ликвидности бюджета;
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня доступной ликвидности;
- рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%;
-
рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.