Кредитный рейтинг Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее — Компания, «Автодор») обусловлен определяющим влиянием государства на кредитоспособность Компании: государство осуществляет полный операционный и финансовый контроль за деятельностью «Автодора», а также финансирует ключевую часть программы развития Компании. «Автодор» характеризуется высокой системной значимостью для государства, однако Агентство отмечает, что уровень системной значимости не является максимально достижимым ввиду ограниченного влияния потенциального дефолта Компании на экономику страны.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» — крупнейший в России оператор платных скоростных автомагистралей. Компания создана в 2009 году на основании Федерального закона № 145-ФЗ. Цель «Автодора» — развитие опорной сети скоростных автомагистралей с использованием различных схем государственно-частного партнерства, а основные проекты связаны с развитием таких федеральных трасс, как М–1 «Беларусь», М–4 «Дон», М–11 «Москва – Санкт-Петербург» и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Действующий портфель Компании состоит из 11 проектов (включая четыре введенных в эксплуатацию) совокупной стоимостью более 500 млрд руб., источником 22% которых служат частные инвестиции.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая системная значимость. Несмотря на то что Компания не является единственным субъектом для строительства и эксплуатации платных дорог, она выступает основным агентом федерального правительства по развитию скоростных автомагистралей и в настоящее время эксплуатирует бόльшую часть платных участков на федеральных трассах. Агентство оценивает стратегическую значимость Компании как высокую, так как развитие транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач экономической политики государства. Хотя потенциальный дефолт Компании не связан с существенными рисками для экономики, он сопряжен со значительными репутационными и финансовыми рисками для государства с учетом прямой ответственности последнего по концессионным соглашениям. Агентство отмечает, что в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры программа развития «Автодора» может быть сокращена, однако ожидает, что в данном случае государство предоставит средства, необходимые для сохранения кредитоспособности Компании.
Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Компания создана на основании отдельного федерального закона и имеет специальный юридический статус. Государство является единственным учредителем Компании и осуществляет полный операционный и финансовый контроль за ее деятельностью, а в состав наблюдательного совета «Автодора» входят представители различных государственных ведомств (в том числе представители Министерства транспорта, Счетной палаты, Совета Федерации, Министерства финансов). Совет осуществляет оперативное управление Компанией и утверждает ее стратегию и программу развития, которые впоследствии согласовываются правительством и ложатся в основу деятельности Компании.
Основным источником финансирования деятельности «Автодора» выступает федеральный бюджет, а также средства государственных фондов, в частности Инвестиционного фонда РФ и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Расходы на субсидирование Компании закладываются в федеральный бюджет на основании согласованной правительством программы развития «Автодора» и направлены на осуществление капитальных вложений и организацию собственной деятельности Компании, а также рефинансирование ее долговых обязательств. Объем субсидирования определяется индивидуально для каждого проекта, при этом, согласно сложившейся в Компании практике, проекты с высокой капиталоемкостью или социальной значимостью финансируются в большей степени из бюджета при меньшем вовлечении частного капитала. Решение о привлечении коммерческого финансирования принимается только после согласования расходов федерального бюджета. Агентство отмечает ограниченную возможность получения «Автодором» экстраординарного бюджетного финансирования: пересмотр программы развития Компании занимает достаточно длительное время и сопряжен с необходимостью внесения изменений в федеральный бюджет. Несмотря на постепенный рост собственных источников дохода в виде сбора платы за проезд (7 млрд руб. за 2016 год), Агентство не ожидает существенного снижения зависимости «Автодора» от бюджетного финансирования, так как, по оценке Агентства, к концу 2020 года данные доходы будут формировать не более 16% совокупных поступлений Компании.
Комфортная структура финансирования и адекватная ликвидность. Агентство отмечает адекватный уровень ликвидности «Автодора»: по состоянию на 01.01.2017 объем денежных средств составил 15,4 млрд руб., из которых только 2,3 млрд руб. находилось на счетах в Федеральном казначействе, а остальные средства — в государственных банках. Источники финансирования деятельности Компании сбалансированы. Совокупный объем инвестиций за период с 2017 по 2020 год оценивается в 1,0 трлн руб., из которых 60% планируется профинансировать из федерального бюджета и Фонда национального благосостояния, 30% — привлечь от инвесторов и за счет размещения рыночных облигаций, а 10% — получить в виде доходов от сбора платы и собственной деятельности Компании.
Объем выпущенных облигаций по состоянию на 31.05.2017 составил 31,7 млрд руб., включая рыночный выпуск облигаций на сумму 10 млрд руб. сроком до 11.2020 и выкупленные за счет средств ФНБ облигации на сумму 21,7 млрд руб. сроком до 04.2042. Согласно действующему плану заимствований Компания в период с 2017 по 2020 год планирует разместить облигации на сумму до 227 млрд руб., из которых около 99 млрд руб. составят рыночные заимствования. Несмотря на отсутствие прямых государственных гарантий по действующему и будущим рыночным выпускам и тот факт, что формально государство не отвечает по обязательствам Компании (145-ФЗ), Агентство ожидает, что в соответствии с программой деятельности «Автодора» весь основной долг, а также не менее 50% купона рыночных облигаций будут обслуживаться из федерального бюджета. Вместе с тем Агентство отмечает, что после 2020 года Компания планирует постепенный переход на обслуживание долговых обязательств из собственных источников, что будет создавать дополнительные риски для кредиторов «Автодора».
Ключевые допущения
- сохранение объемов выделяемых субсидий из федерального бюджета;
- обслуживание долговых обязательств Компании за счет средств федерального бюджета (основной долг и не менее 50% купонных выплат).
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
Стабильный прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение системной значимости Компании для государства и существенное расширение ее функционала.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- значительное снижение объема выделяемых бюджетных субсидий, в частности средств на обслуживание долговых обязательств;
- снижение уровня системной значимости Компании, в частности перераспределение ее функций на других участников рынка.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
Поддержка: государство — паритет с РФ минус 2.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Государственной компании «Российские автомобильные дороги» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты совершения рейтингового действия (31.05.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных
Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по МСФО. Кредитный рейтинг является запрошенным, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Государственной компании «Российские автомобильные дороги», не выявлены.
АКРА не оказывало Государственной компании «Российские автомобильные дороги» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.