Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки в совокупности со значительной долей капитальных расходов в составе бюджетных расходов. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля) и отрицательный модифицированный бюджетный дефицит в текущем и прогнозном периодах, указывающий на возникновение потребности в привлечении долгового финансирования.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу со «Стабильного» на «Негативный» отражает ожидания АКРА относительно роста долговой нагрузки в 2021–2022 годах выше 30% текущих доходов вследствие финансирования прогнозируемых дефицитов.
Область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,65 млн человек (1,8% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2019 года составил, по ее оценке, 1,253 трлн руб. (приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Долговая нагрузка вырастет до умеренно низкого уровня. По оценкам Агентства, соотношение долга и текущих доходов Региона может возрасти с 23% по итогам 2019 года до 33% по итогам 2020 года и 40% по итогам 2021 года в связи с ожидаемым снижением собственных доходов бюджета Области и необходимости финансирования расходов.
С начала 2020 года долг Кемеровской области увеличился на 6 млрд руб. и на 01.12.2020 составил 39 млрд руб. Долг Региона на 41% представлен бюджетными кредитами, на 23% — облигациями, на 15% — банковскими кредитами, порядка 18% составляют иные долговые обязательства, а оставшаяся часть приходится на гарантии. По состоянию на 15.12.2020 Область заключила с Минфином России договор на предоставление бюджетного кредита, взятого в рамках рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства.
Наибольший объем погашения приходится на 2022 год, когда Области предстоит погасить или рефинансировать порядка четверти объема долга (10 млрд руб.). За оставшуюся часть 2020 года и 2021 год погашению в совокупности подлежит 10% долга (порядка 4 млрд руб.). Плавный график погашения долга сохраняется отчасти благодаря заключению с Минфином России в октябре 2020 года дополнительных соглашений по реструктурированным в 2017 году бюджетным кредитам.
Процентные расходы необременительны для Региона: отношение усредненных за 2017–2021 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) составит порядка 1%.
В условиях увеличения расходов снижение собственных доходов отчасти компенсируется за счет роста безвозмездных поступлений. За десять месяцев текущего года совокупное снижение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Кемеровской области составило 22,8% (-25 млрд руб.). Волатильность на рынке угля (основного для экономики Региона вида полезных ископаемых) и общий спад спроса на топливно-энергетические ресурсы в 2020 году, вызванный пандемией коронавируса, снизили поступления по налогу на прибыль на 43,7% (-20 млрд руб.) и по налогу на добычу полезных ископаемых на 36,1% (-2 млрд руб.). Снижение поступлений по налогу на имущество составило 10,8% (-1 млрд руб.) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако объем безвозмездных поступлений увеличился на 84,9% (+20 млрд руб.), в том числе дотации Региону выросли более чем вдвое в сопоставлении с десятью месяцами 2019 года. Расходная часть бюджета Кемеровской области увеличилась на 27,1% (+32 млрд руб.). Дефицит бюджета Области на 01.11.2020 составил 22 млрд руб.
В соответствии с Законом о бюджете Области1, дефицит по итогам 2020 года составит 29% ННД (33 млрд руб.). Две трети объема дефицита планируется профинансировать за счет остатков на счетах и средств, размещенных на депозитах. Оставшаяся часть будет покрыта за счет привлечения долгового финансирования.
АКРА полагает, что высокая гибкость бюджетных расходов может позволить Региону снизить показатель прогнозного дефицита, например за счет сокращения капитальных расходов относительно их прогнозируемого объема.
Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой несмотря на значительный прогнозный прирост безвозмездных поступлений: усредненная2 доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 79%. Усредненная доля капитальных расходов за период 2017–2021 годов не превысит 18%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов прогнозируется на уровне 8%, при этом показатель баланса текущих операций за 2020 год станет отрицательным, что может привести к финансированию части текущих расходов за счет привлечения долга. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -4%.
Объем доступной ликвидности значительно сократится. На 01.12.2020 объем свободной ликвидности Региона составлял 10,7 млрд руб., при этом он практически полностью был размещен на депозитах. Однако указанный объем с большой долей вероятности будет потрачен к концу текущего года для финансирования возможного дефицита.
По состоянию на 01.12.2020 открытые, но не использованные кредитные линии сроком выборки более одного года у Области отсутствуют.
Высокая концентрация экономики на добывающем секторе. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. В 2019 году семь из десяти крупнейших налогоплательщиков Региона работали в этих сферах. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Области вносит угольная промышленность (по оценке АКРА, 39% в 2017 и 2018 годах, 32% — в 2019 году). Усредненный ВРП на душу населения Области в 2015–2018 годах составлял 77% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2016–2019 годах превышало 3,5.
1 Закон Кемеровской области — Кузбасса от 11.12.2019 № 137-ОЗ (ред. от 08.12.2020) «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Ключевые допущения
- снижение собственных доходов в 2020 году не более чем на 22% относительно показателя 2019 года;
- рост совокупных расходов бюджета не более чем на 18% и сокращение капитальных расходов по сравнению с запланированным объемом;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 36% ННД;
- использование доступной ликвидности для финансирования дефицита бюджета Области.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значительное снижение расходной части бюджета относительно запланированного уровня;
- достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
- достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше прогнозного уровня;
- рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области в совокупности с привлечением краткосрочных заемных средств;
- значительное снижение объема баланса текущих операций.
Рейтинги выпусков
Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области — Кузбасса, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.