Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 22.12.2020.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

4

Кредитный рейтинг

A+(RU)

Прогноз

«Стабильный»

 

1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Краткая информация о регионе

Курская область (далее — Курская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). ВРП Области в 2018 году составил 428,4 млрд руб. (примерно 0,5% совокупного ВРП РФ).

Экономика Области имеет промышленно-аграрную направленность. На динамику развития Региона влияют сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча железной руды и производство электроэнергии.

Половина населения Области проживает в городе Курске.

Факторы рейтинговой оценки

Развитие экономики Курской области определяется ее экономико-географическим положением

В 2018 году ВРП Курской области на душу населения составил 386 тыс. руб. Соотношение усредненных3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2015 по 2018 год составило 67%.

В 2011–2017 годах индекс физического объема ВРП Области превышал среднестрановой показатель. По итогам 2018 года индекс физического объема ВРП Области составил 102,6% (примерно на одном уровне с РФ).

Рисунок 1. Динамика индекса физического объема ВРП Курской области с 2006 по 2018 год

Источник: Росстат

Структура ВРП Курской области достаточно стабильна и в 2018 году выглядела следующим образом: 18% — сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (преимущественно растениеводство); 17% — обрабатывающие производства (треть приходилась на производство пищевых продуктов); 12% — добыча полезных ископаемых (преимущественно металлических руд); 6% — обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха.

Рисунок 2. Структура ВРП Курской области в 2018 году

Источник: Росстат

Преобладание в структуре ВРП промышленного производства объясняется двумя факторами.

  • Существенным объемом добычи неэнергетических полезных ископаемых (железной руды): на территории Области производится порядка одной шестой получаемого в РФ железорудного концентрата; он же составляет основу товарного экспорта Области. Крупнейшим по размеру выручки предприятием добывающей промышленности Области является АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева» (ООО «УК Металлоинвест»).
  • Значительными объемами выработки электроэнергии: на территории Области располагается Курская АЭС мощностью 4 ГВт (филиал АО «Концерн Росэнергоатом»); по итогам 2019 года Область заняла 15-е место (второе место по ЦФО) среди регионов по производству электроэнергии.

В структуре сельскохозяйственного производства примерно 60% приходится на продукцию растениеводства (основная культура — зерновые), а на животноводство — 40%. По итогам 2018 года Курская область занимает шестое место (второе в ЦФО) по валовому сбору зерна в РФ. В сфере животноводства доминирует свиноводство (по итогам 2018 года Область находится на втором месте в РФ по поголовью).

На производство пищевых продуктов (нецикличная отрасль) в 2018 году пришлась половина отгруженной продукции обрабатывающих производств Области. Основные предприятия сектора — завод по производству кондитерских изделий, мясоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству сахара, муки, мясной, молочной, хлебобулочной продукции. Пищевая отрасль рассматривается администрацией Области как стратегически важная и создающая условия для углубления переработки продукции сельского хозяйства и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.

По итогам 2018 года индекс промышленного производства (ИПП) Области составил 102% при среднестрановом показателе на уровне 103,3%.

Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные в Курской области

Компания

Вид деятельности

Выручка
в 2019 году, млн руб.

АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева»

Добыча железных руд открытым способом

114 465

АО «КМА-Энергосбыт»

Торговля электроэнергией

35 296

ОАО «Фармстандарт-Лексредства»

Производство лекарственных препаратов
и материалов, применяемых в медицинских целях

24 648

ООО «КМПЗ»

Производство продуктов из мяса и мяса птицы

23 879

ООО «Европа»

Розничная торговля

22 674

ООО «РН-Черноземье»

Оптовая торговля

моторным топливом

15 054

АО «Русский Дом»

Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

14 410

ООО «АПК-Курск»

Разведение свиней

14 352

ООО «Газпром межрегионгаз Курск»

Торговля природным, сухим (отбензиненным) газом, подаваемым по распределительным сетям

10 876

АО «Конти-Рус»

Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий

10 820

Источник: «СПАРК-Интерфакс»

В структуре занятости наибольшая доля приходится на сферу торговли и ремонта (20,8% занятого населения в 2018 году), на втором месте — обрабатывающие производства (13,5%). В сельском хозяйстве занято 11,5% населения. Средняя заработная плата в Регионе в 2019 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в 3,1 раза. Уровень безработицы в Регионе по методологии Международной организации труда стабильно находится ниже среднестрановых значений и в 2019 году составил 4%.

Рисунок 3. Динамика и факторы изменения численности населения Курской области

Источник: Росстат

Снижение численности населения в Регионе связано с отрицательным естественным приростом и оттоком в результате межрегиональной миграции (лишь в период с 2015 по 2016 год в Области наблюдался рост численности населения). Курская область — нетто-донор трудовой миграции: число граждан, выезжающих на работу в другие субъекты РФ, стабильно превышает число приезжающих из других регионов.

Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (городское население составляет две трети); сравнительно меньшей, чем в целом по РФ, долей населения трудоспособного возраста; достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, качество управления ЖКХ и уровень развития социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.

Умеренно высокие показатели бюджетного профиля

Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы4): в 2017–2021 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 74%.

Наибольшая часть налоговых поступлений в бюджет Области приходится на налог на прибыль (34–45% ННД в период с 2016 по 2019 год). НДФЛ формирует немногим меньшую долю (от 26 до 30% ННД за указанный период). Поступления от региональных налогов5 в среднем составляют 14% собственных доходов в 2016–2019 годах.


4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рисунок 4. Динамика ННД бюджета Курской области, млн руб.


* Оценка АКРА.
** Прогноз АКРА.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты
АКРА

Максимальная доля налоговых доходов Области приходится на сектор добычи железной руды. По оценкам АКРА, в 2019 году доля поступлений налогов от сектора составила порядка 30%. С учетом перечня предприятий, работающих в этой отрасли, зависимость областного бюджета от крупнейшего налогоплательщика существенна, но не критична (однако волатильность поступлений от нее является фактором риска). Сфера электроэнергетики приносит 7–8% налоговых доходов, а сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность) — порядка 10%. 

Налоговые доходы Области от госсектора (государственное управление, образование и здравоохранение) невысоки и в период с 2017 по 2019 год не превышали 15%.

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов6 Курской области, 2019 год


6 Использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество и транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА

В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов окажется на уровне -0,4%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов Региона и незначительной потребности в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Курской области (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 20%. За счет трансфертов из федерального бюджета в среднем финансируется порядка половины капитальных расходов Области.

Точность бюджетного планирования оценивается как удовлетворительная. Рост доходной и расходной частей бюджета в течение года связан преимущественно с изменением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и в меньшей степени — с увеличением налоговых и неналоговых поступлений.

Способность администрации Области стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и городских округов установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В период с 2015 по 2019 год НДФЛ формировал порядка 15–18% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям оказывать влияние на наполнение бюджетов путем развития экономики. Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют еще порядка 5–7% доходов муниципалитетов. Однако финансирование муниципальных образований осуществляется в основном за счет безвозмездных поступлений (в среднем 65% в 2015–2019 годах), которые более чем на 50% состоят из субвенций на реализацию полномочий, делегированных муниципальным образованиям.

Консервативная долговая политика при низком уровне долговой нагрузки

Область придерживается консервативной долговой политики, удерживая в течение последних четырех лет показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. На конец 2019 года долг Курской области составил 15% текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными кредитами (56,5%) с погашением до 2034 года, банковскими кредитами (30,5%) и облигациями (13%).

По состоянию на 01.12.2020 года долг представлен облигациями (16%) и бюджетными кредитами (84%). АКРА ожидает, что в декабре 2020 года для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете, Область привлечет краткосрочные бюджетные кредиты Минфина России и банковские кредиты; на конец 2020 года на бюджетные кредиты может приходиться порядка 70% долгового портфеля, на банковские — 20% и на облигации — 10%. По оценкам АКРА, к концу 2021 года долг Области составит порядка 20% текущих доходов, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии АКРА.

Рисунок 6. Структура государственного долга Курской области, млн руб.


* Оценка АКРА.
** Прогноз АКРА.
Источник: Минфин России, Курская область, расчеты АКРА

По состоянию на 01.12.2020 график погашения долга не предусматривает выплат до конца 2020 года. В 2021–2024 годах Области предстоит погашать по 7% долговых обязательств ежегодно (средний срок их погашения превышает шесть лет).

Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2017–2021 годах составит 0,5%). Область ежегодно привлекает краткосрочные бюджетные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) с целью снижения процентных расходов.

Законом об областном бюджете не предусмотрено предоставление Областью государственных гарантий в 2020–2022 годах. Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований в период с 2015 по 2019 год составляла порядка 24–30% их собственных доходов.

Финансовый долг предприятий госсектора Региона является незначительным и в рамках рейтингового анализа не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.

Рисунок 7. График погашения государственного долга Курской области на 01.12.2020, млн руб.

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Просроченная кредиторская задолженность на 01.12.2020 у Региона отсутствует. Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает данными о несвоевременном погашении Курской областью процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенант или о случаях предоставления экстренной помощи из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов. Реструктуризация части бюджетных кредитов, имевшая место в 2020 году, не носила вынужденного характера.

Средний уровень ликвидности бюджета

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца уступают по величине расходам текущего месяца. Область регулярно использует краткосрочные кредиты УФК на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета.

Остатки на счетах, сформированные на 01.12.2020, покрывают 35% среднемесячных расходов областного бюджета за 11 месяцев 2020 года. Объем невыбранных остатков по заключенным контрактам с коммерческими банками на указанную дату более чем в 1,5 раза превышал среднемесячные расходы за указанный период.

Курская область не имеет права размещать временно свободные средства на банковских депозитах.

Рисунок 8. Баланс ликвидности7 Курской области, млрд руб.


7 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Курская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Аналитические корректировки

Отсутствуют.

Ключевые допущения

  • следование консервативной долговой политике;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности
    в долговом финансировании;
  • дальнейший рост собственной ликвидности бюджета;
  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Области выше 30%;
  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Рейтинговая история

22.12.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

24.07.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

04.02.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

16.08.2019 — A(RU), прогноз «Позитивный».

27.02.2019 — A(RU), прогноз «Стабильный».

31.08.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный».

02.03.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный».

01.09.2017 — A(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели

 

2016

2017

2018

2019

Среднемесячная заработная плата, руб.

25327

27274

29937

32709

Среднегодовой прожиточный минимум (трудоспособное население), руб.

8961

9411

9720

10551,5

ВРП на душу населения, руб.

323 145,80

346 101,20

385 587,50

 

ВРП, млн руб.

362 393,80

387 309,80

428 441,30

 

Безработица, %

4,3%

4,1%

4,0%

4,0%

Темп прироста ВРП (в текущих ценах)

7,5%

6,9%

10,6%

 

Темп прироста ВРП (в постоянных ценах)

3,9%

2,5%

2,6%

 

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные бюджетные показатели (млн руб.)

 

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

2021
(прогноз АКРА)

Доходы бюджета

51 447,88

56 599,38

65 317,13

68 615,03

58 505,37

ННД

35 967,13

41 128,67

45 796,15

41 837,33

44 241,83

Налоговые доходы8

35 148,92

40 188,29

44 891,49

40 972,30

43 601,52

Налог на прибыль организаций

14 504,91

17 063,34

20 514,58

16 821,96

18 568,05

Налог на доходы физических лиц

10 129,47

11 199,45

11 853,67

11 260,98

11 785,04

Налоги на товары (включая акцизы)

3 508,42

3 770,13

4 322,99

4 355,99

4 823,57

Налоги на совокупный доход

1 576,71

1 812,12

1 982,09

2 081,19

2 127,16

Налоги на имущество

5 100,12

6 002,56

5 798,07

6 029,99

5 837,55

Прочие поступления

818,22

940,38

904,66

865,03

640,31

Безвозмездные поступления

15 480,74

15 470,71

19 520,98

26 777,71

14 263,54

Расходы бюджета

50 668,12

54 733,13

64 935,41

71 241,31

58 505,37

Текущие расходы

37 379,66

49 382,87

52 573,40

56 253,54

46 919,19

Расходы капитального характера

13 246,20

5 219,00

12 240,44

14 485,30

11 141,23

Процентные расходы

42,26

131,27

121,57

502,47

444,96

Дефицит (-) / профицит

779,75

1 866,25

381,72

-2 626,28

-

Текущие доходы

44 522,41

52 374,70

58 416,14

62 789,84

53 269,05

Баланс текущих операций

7 142,75

2 991,83

5 842,74

6 536,30

6 349,87

Модифицированный бюджетный дефицит

840,87

1 885,69

527,43

-2 620,86

26,12

 

8 В табл. 2 сумма налоговых доходов рассчитывается по перечисленным пяти налогам, а также по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами.
Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

 

2016

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

4,31%

10,85%

8,59%

9,47%

10,45%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

75,38%

75,20%

75,93%

74,69%

74,31%

Усредненная доля капитальных расходов

20,13%

25,01%

17,11%

18,53%

19,85%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

-4,98%

-1,05%

1,99%

1,42%

-0,43%

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

2021
(прогноз АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

9 264,12

9 260,38

8 956,65

11 539,69

11 460,08

Облигации, млн руб.

1 300,00

1 300,00

1 170,00

975,00

780,00

Банковские кредиты, млн руб.

2 500,00

2 700,00

2 730,00

2 508,04

5 827,16

Бюджетные кредиты, млн руб.

5 464,12

5 260,38

5 056,65

8 056,65

4 852,92

Государственные гарантии, млн руб.

-

-

-

-

-

Краткосрочный долг, млн руб.

2 392,65

2 703,73

1 033,73

3 332,46

 

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

25,60%

29,18%

11,16%

37%

 

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2017

2018

2019

2020
(оценка АКРА)

2021
(прогноз АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

20,81%

17,68%

15,33%

16,85%

19,71%

Соотношение долга и ВРП

2,44%

2,28%

2,07%

2,19%

 

Соотношение усредненных процентных расходов
и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

0,18%

0,22%

0,20%

0,52%

 

Коэффициент ликвидности

0,44

1,07

3,12

0,53

 

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.