Подтверждение кредитного рейтинга ПАО «Россети» (далее — Компания, «Россети») на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации обусловлено очень высокой системной значимостью Компании для российской экономики и очень высокой степенью влияния государства на «Россети».
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа- обусловлена монопольным управлением электросетевым комплексом России, очень высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности. ОСК сдерживается, в том числе, существенными капитальными вложениями.
ПАО «Россети» — оператор электросетевого комплекса в России. Объединяет 17 электросетевых компаний: ПАО «ФСК ЕЭС» (управляет магистральными электросетями РФ) и 16 дочерних обществ (управляют распределительными сетевыми комплексами в разных регионах России). Услуги по передаче электроэнергии являются естественномонопольными и регулируются государственными тарифами. Компания также управляет шестью энергосбытовыми организациями. Контролирующий акционер с долей 88% — государство в лице Росимущества.
В 2020 году функции единоличного исполнительного органа ПАО «ФСК ЕЭС» были переданы ПАО «Россети». При этом акционерное соглашение между ПАО «Россети» и Росимуществом о порядке управления и голосования акциями ПАО «ФСК ЕЭС» осталось в силе.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Стратегическая значимость для государства и государственный контроль над Компанией. «Россети» — монопольный оператор электросетевого комплекса России, единственного сектора в электроэнергетике, где государство сохранило акционерный контроль и прямое государственное регулирование после либерализации рынка электроэнергии. «Россети» выполняют квазигосударственные функции в части страхования социальных рисков (принимают функции сбыта электроэнергии при банкротстве сбытовых компаний), социальной поддержки (перекрестное субсидирование в тарифах), технической политики и развития энергетической инфраструктуры. С 2010 по 2017 год инвестиции государства в капитал Компании составили 72 млрд руб., субсидии — 6,5 млрд руб., выкуп Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») инфраструктурных облигаций компаний группы — 156 млрд руб.
Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Практика сдерживания сетевых тарифов для удержания общего роста цен на электроэнергию в России широко применялась в предыдущие годы, так как доля тарифов на передачу в конечной цене на электроэнергию была высока и государство сохранило прямое регулирование сетевых тарифов. Жесткая тарифная политика в отношении сетевого комплекса, включая две заморозки тарифов в 2012 и 2014 годах, проводится с 2012–го, однако за этот период «Россети» улучшили показатели рентабельности и сократили долговую нагрузку за счет оптимизации операционных и капитальных затрат.
Низкая долговая нагрузка. По прогнозам АКРА, в 2020–2022 годах среднегодовое значение общего долга «Россетей» к FFO до чистых процентных платежей будет находиться на уровне 2,1х (1,7х по результатам 2019 года). В 2020–2022 годах ожидается рост инвестиционной программы Компании, что приведет к росту показателей долговой нагрузки. Весь долг Компании является необеспеченным и номинирован в рублях, около половины приходится на публичные заимствования.
Слабый денежный поток. В 2020–2022 годах ожидается отрицательное значение свободного денежного потока Компании, что связано с увеличением капитальных затрат и дивидендными выплатами. По мнению АКРА, отношение инвестиций к выручке по результатам 2020 года составит 25%. В среднем 38% объема инвестиционной программы направляется на поддержание и модернизацию основных средств, 39% — на технологическое присоединение, оставшаяся часть — на новое строительство и прочее. В рамках представленной Компанией стратегии построения цифровой сети до 2030 года возможен рост капитальной программы после 2021–го, однако он будет обеспечен соответствующим ростом тарифной составляющей, что не приведет к ухудшению показателя денежного потока Компании.
Ключевые допущения
- сохранение в 2021–2022 годах среднего темпа индексации тарифов на уровне 3%, инфляции — на уровне 3,3%;
- реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;
- выплата дивидендов в размере не выше 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО или РСБУ (применяется наибольшая из двух величин);
- сохранение в 2021–2022 годах существующего уровня доступа к внешним источникам ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение доли государства в уставном капитале ПАО «Россети» ниже уровня 50% + 1 голосующая акция;
- существенное снижение уровня системной значимости «Россетей» для экономики РФ;
- значительное сокращение объема оказываемой Компании поддержки со стороны государства в экстраординарных ситуациях.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аа-.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «Россети» (ISIN RU000A101MG4), срок погашения — 24.04.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «Россети» и выпуска облигаций ПАО «Россети» (ISIN RU000A101MG4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «Россети» был опубликован АКРА 02.03.2018, кредитный рейтинг выпуска (ISIN RU000A101MG4) – 30.04.2020.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Россети» и кредитного рейтинга облигационного выпуска ПАО «Россети» (ISIN RU000A101MG4) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Россети», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности по МСФО ПАО «Россети». Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Россети» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «Россети», не выявлены.
АКРА не оказывало ПАО «Россети» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.