АКРА подтвердило кредитный рейтинг АО «ДОМ.РФ» (далее — ДОМ.РФ, Компания) на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и кредитные рейтинги выпусков облигаций Компании (БО-05, БО-06, БО-07, БО-08, БО-10, 001Р-01R, 001Р-02R, 001Р-03R, 001Р-04R, 001Р-05R, 001Р-06R, 001P-07R, 001P-08R) на уровне AAA(RU).
Кредитный рейтинг ДОМ.РФ обусловлен очень высокой вероятностью получения экстраординарной поддержки от органов власти по причине системной значимости Компании для российской экономики и определяющего влияния государства на ее кредитоспособность. При этом ДОМ.РФ характеризуется достаточно высоким уровнем собственной кредитоспособности. На долгосрочном горизонте давление на кредитоспособность ДОМ.РФ будет оказывать активное развитие бизнеса Компании в рамках актуализируемой стратегии на период до 2030 года.
ДОМ.РФ в соответствии с законом выполняет уникальную функцию единого института развития в жилищной сфере, ключевые направления деятельности которого включают: развитие рынка ипотечных ценных бумаг (ИЦБ); финансирование жилищного строительства и создание специализированной кредитной организации — уполномоченного банка в сфере жилищного строительства (АО «Банк ДОМ.РФ», рейтинг АКРА — A+(RU), прогноз «Позитивный»); предоставление поручительств по кредитам застройщикам; развитие строительства объектов инфраструктуры; вовлечение в оборот и предоставление находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей жилищного строительства; развитие рынка арендного жилья с использованием механизма коллективных инвестиций; развитие единой информационной системы жилищного строительства.
Планируемое в рамках реформы институтов развития объединение Банка ДОМ.РФ и АО «МСП Банк» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Развивающийся») не окажет существенного влияния на профиль деятельности Компании и не несет существенных рисков для ее финансовой устойчивости.
АКРА ожидает, что в сценарии системного экономического стресса и (или) в случае существенного ухудшения собственной кредитоспособности Правительство РФ предоставит достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала или предоставления ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Это основывается на изложенных ниже предпосылках.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень высокая системная значимость. ДОМ.РФ является институтом развития, который в соответствии с мандатом, определенным законом, выполняет уникальную функцию развития и поддержки жилищной сферы в России. Компания входит в список стратегических предприятий, участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту прав и законных интересов граждан РФ. Улучшение жилищных условий граждан и развитие жилищного строительства являются одними из основных целей развития РФ, в реализации данных задач принимает участие ДОМ.РФ. Другими факторами высокой системной значимости Компании являются:
- дефолт по ИЦБ с поручительством Компании и по ее собственным обязательствам будет сопряжен для государства с существенными финансовыми и репутационными потерями;
- исполнение ДОМ.РФ социальных задач в жилищной сфере, в том числе по поддержке ипотечных заемщиков, и получение в этих целях прямого финансирования со стороны государства в форме субсидий и взносов в уставный капитал;
- на конец сентября 2020 года облигации ДОМ.РФ на сумму 16,5 млрд руб. были обеспечены безотзывными государственными гарантиями РФ;
- усиление интеграции дочернего банка и развитие на его базе уполномоченного банка в сфере жилищного строительства, занимающегося ипотечным кредитованием и проектным финансированием жилищного строительства.
В совокупности данные обстоятельства служат дополнительным подтверждением системной и социальной значимости Компании и ее роли в экономической политике государства.
Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Единственным акционером ДОМ.РФ является государство в лице Росимущества (Федерального агентства по управлению государственным имуществом). Помимо акционерного контроля государство имеет возможность определять стратегические направления развития и осуществлять контроль за операционной деятельностью Компании: в состав совета директоров (определяемый Правительством РФ) ДОМ.РФ входят представители федеральных органов исполнительной власти РФ и крупнейших системно значимых кредитных организаций. Кроме того, оперативный надзор за финансовым состоянием Компании осуществляется в рамках межведомственной рабочей группы при Банке России.
К другим факторам, подтверждающим очень сильную связь Компании с государством, АКРА относит: (1) законодательный иммунитет от установленной процедуры банкротства; (2) закрепленную законом возможность и многочисленные факты оказания государством экстраординарной поддержки через бюджетные механизмы; (3) осуществление текущей поддержки в различных формах (целевые кредиты ВЭБ.РФ на 40 и 14 млрд руб., доходы от операций продажи и предоставления в аренду федеральных земельных участков).
Собственная кредитоспособность Компании на данный момент находится на достаточно высоком уровне, однако есть риски ее ухудшения в долгосрочном периоде. Агентство отмечает достаточный запас по капиталу ДОМ.РФ (согласно отчетности Компании по МСФО, отношение собственных средств к сумме активов, договорных и условных обязательств составляло на конец сентября 2020 года 11,4%). Значение установленного для ДОМ.РФ норматива достаточности собственных средств (капитала) (Н1) на 01.10.2020 составляло 30,2% при минимуме в 11,5%. Однако АКРА ожидает снижение уровня капитализации Компании на среднесрочном горизонте в связи с передачей ряда имеющихся на балансе объектов движимого и недвижимого имущества в пользу Росимущества. Поддерживаемый Компанией запас ликвидности оценивается как достаточный с учетом значительных возможностей по привлечению фондирования в случае необходимости. ДОМ.РФ показывает положительный финансовый результат, при этом уровень чистой процентной маржи (NIM 2,1% за 2019 год) имеет тенденцию к ухудшению. Показатель операционной эффективности (cost to income) за 2019 год существенно не изменился и составил 46,6%. Доля просроченной задолженности на сроки свыше 90 дней составила 6,7% от ссудного портфеля (на 30.09.2020), при этом значительная часть этих кредитов представлена старыми проблемными ссудами на балансе дочернего банка.
В соответствии с законом ДОМ.РФ обязан соблюдать нормативы финансовой устойчивости (достаточности собственных средств (капитала), максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и финансового рычага), методика расчета и порядок осуществления контроля за соблюдением которых были утверждены Правительством РФ в октябре 2020 года.
По мнению АКРА, к ухудшению финансового состояния ДОМ.РФ в долгосрочном периоде и возникновению потребности в привлечении дополнительной государственной поддержки способен привести значительный рост объемов деятельности Компании в рамках принятой стратегии развития, что обусловлено:
1) реализацией плана по увеличению объема закладных на балансе через реализацию механизма «Фабрики ИЦБ» при росте объема выпускаемых ипотечных облигаций с поручительством ДОМ.РФ;
2) ростом объемов кредитования Банком ДОМ.РФ предприятий строительной отрасли;
3) предоставлением банкам поручительств ДОМ.РФ по кредитам в рамках проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
Принимая во внимание мнение АКРА об очень высокой вероятности получения Компанией государственной поддержки в случае необходимости, обозначенные риски в настоящее время не влияют на уровень ее кредитного рейтинга.
Ключевые допущения
- сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;
- реализация стратегии развития ДОМ.РФ.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня системной значимости Компании для экономики РФ;
- потеря акционерного или операционного контроля со стороны Правительства РФ;
- значительное ухудшение собственной кредитоспособности Компании в случае снижения готовности государства оказывать регулярную и экстраординарную поддержку.
Компоненты рейтинга
ОСК: отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
АО «ДОМ.РФ», БО-05 (ISIN RU000A0JX2R1); срок погашения — 22.12.2049, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-06 (ISIN RU000A0ZYF20); срок погашения — 07.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-07 (ISIN RU000A0ZYF38); срок погашения — 07.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-08 (ISIN RU000A0ZYFM5); срок погашения — 13.11.2050, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», БО-10 (ISIN RU000A0ZYFN3); срок погашения — 13.11.2050, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001Р-01R (ISIN RU000A0ZYLU6); срок погашения — 13.12.2027, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-02R (ISIN RU000A0ZYQU5); срок погашения — 21.01.2028, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-03R (ISIN RU000A0ZZ1N0); срок погашения — 24.03.2028, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-04R (ISIN RU000A0ZZ7C0); срок погашения — 10.05.2028, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-05R (ISIN RU000A1004W6); срок погашения — 16.02.2029, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-06R (ISIN RU000A100ET6); срок погашения — 12.05.2039, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-07R (ISIN RU000A101590); срок погашения — 11.11.2039, объем эмиссии — 20 млрд руб., — AAA(RU).
АО «ДОМ.РФ», 001P-08R (ISIN RU000A101SQ0); срок погашения — 07.06.2023, объем эмиссии — 15 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ДОМ.РФ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам ДОМ.РФ. Согласно методологии АКРА, кредитный рейтинг эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ДОМ.РФ — AAA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги АО «ДОМ.РФ» и облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги АО «ДОМ.РФ» и облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» (ISIN RU000A0JX2R1, RU000A0ZYF20, RU000A0ZYF38, RU000A0ZYFM5, RU000A0ZYFN3, RU000A0ZYLU6, RU000A0ZYQU5, RU000A0ZZ1N0, RU000A0ZZ7C0, RU000A1004W6, RU000A100ET6, RU000A101590, RU000A101SQ0) были опубликованы АКРА 29.12.2016, 18.01.2017, 31.10.2017, 31.10.2017, 09.11.2017, 09.11.2017, 25.12.2017, 01.02.2018, 05.04.2018, 17.05.2018, 28.02.2019, 05.06.2019, 24.12.2019 и 10.06.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ДОМ.РФ», а также кредитного рейтинга облигационных выпусков АО «ДОМ.РФ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «ДОМ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «ДОМ.РФ» по МСФО и управленческой отчетности АО «ДОМ.РФ». Кредитные рейтинги АО «ДОМ.РФ» и его облигационных выпусков БО-05, БО-06, БО-07, БО-08, БО-10, 001Р-01R, 001Р-02R, 001Р-03R, 001Р-04R, 001Р-05R, 001Р-06R, 001P-07R являются незапрошенными, АО «ДОМ.РФ» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности АО «ДОМ.РФ», не выявлены.
АКРА оказывало АО «ДОМ.РФ» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.