Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, стабильным профицитом ликвидности и наивысшими оценками бюджетного и экономического профилей Города.

Оценочная численность постоянного населения Москвы на июль 2020 года составила 12,65 млн человек (примерно 9% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного ВРП. Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Максимальная оценка экономического профиля Города. Комбинация двух факторов — отношения подушевого ВРП Москвы к среднестрановому значению и отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму — определяет максимально возможную первичную оценку категории экономического профиля Города. Безработица, измеряемая по методологии МОТ, находится на стабильно низком уровне (не превысила 4% по итогам октября 2020 года с учетом роста безработицы в целом по Российской Федерации). Диверсификация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, взвешенная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города не превышает 17%. По данным Города, объем доходов, поступивших в его бюджет от десяти крупнейших налогоплательщиков за 11 месяцев 2020 года, составил 8,3% общего объема налоговых и неналоговых доходов. Уровень безработицы и концентрации налоговой базы позволяет присвоить Городу наивысшую окончательную оценку экономического профиля. Москва характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.

Минимальный уровень долговой нагрузки. Соотношение долга и текущих доходов Города стабильно находится на минимальном уровне. Исполнение плановых заимствований на 2021 и 2022 годы не изменит оценку долговой нагрузки. Тем не менее АКРА полагает, что заявленный уровень заимствований не будет исполнен в полной мере.

Текущий объем долга представлен облигациями со сроком погашения в 2022 году, в связи с чем краткосрочный долг в 2021 году отсутствует. Процентные расходы Города незначительны.

Высокая операционная эффективность бюджета. Бюджет Города характеризуется высоким уровнем операционной эффективности. Временное снижение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов в 2020–2021 годах отчасти объясняется ухудшением экономических условий и, возможно, консервативным планированием бюджета.

Тем не менее планируемые текущие доходы Города являются достаточными для финансирования текущих и части капитальных расходов.

Доля налоговых и неналоговых доходов в составе совокупных доходов (без учета субвенций) близка к 100%. Капитальные расходы с 2018 года ежегодно превышают 20%. С учетом плановых параметров бюджета Города на 2021 год, предполагающих рост дефицита, оценка бюджетного профиля сохранится на максимальном уровне.

Профицит ликвидности бюджета. Значительный объем остатков средств на счетах бюджета (в том числе на депозитах) Города обеспечивает большой запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно превышают проценты на обслуживание долга. Значение коэффициента ликвидности превышает уровень, соответствующий его максимальной оценке.

Ключевые допущения

  • сохранение высокой операционной эффективности бюджета в долгосрочной перспективе;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение профицита операционного баланса и существенный рост долговой нагрузки;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Москвы, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Москвы и облигационного выпуска Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.