Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлен сильным экономическим профилем Региона, стабильными показателями бюджетного профиля с высокой долей собственных доходов и растущей долей капитальных расходов в составе бюджета.

Рейтинг ограничен возрастающим уровнем долговой нагрузки и небольшим запасом ликвидности. Однако график погашения долга не создает рисков рефинансирования.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). По оценке Правительства Области, в 2019 году ее валовый региональный продукт (ВРП) составил 2,4 трлн руб. (регулярно ВРП Региона составляет примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономический профиль Региона определяется умеренной концентрацией на металлургическом секторе. Величина усредненного1 подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем стабильно составляет 95%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2016–2019 годах превышало 3х.

По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,7%.

Основой экономики Области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. В 2019 году деятельность 9 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона была связана с  бработкой металла. Однако, по оценке АКРА, прямой вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона в 2016–2019 годах не превышал 21%.

Долговая нагрузка возрастает, но график погашения долга минимизирует риск рефинансирования. Соотношение долга и текущих доходов Области, по оценке АКРА, на конец 2020 года составит 0,43, на конец 2021 года — 0,49. По итогу 2020 года государственный долг Области увеличился на 48% и составил 114,4 млрд руб. В структуре долга выросла доля облигаций (с 32% на начало прошлого года до 58%).

Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций за период 2017–2021 годов находится на невысоком уровне и составляет порядка 1,7%.

В декабре 2020 года Областью был привлечен бюджетный кредит на сумму 15,2 млрд руб. со сроком погашения до 01.07.2021 для рефинансирования бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджета Области (далее — кредит УФК).

График погашения долга в 2021–2024 годах предполагает, что ежегодно Область будет погашать или рефинансировать в среднем по 16% долга (максимальное значение приходится на 2021 год — 21% совокупного долга), что не создает рисков рефинансирования.

Низкая долговая нагрузка муниципальных образований (далее — МО) продолжает сокращаться. Отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) МО снизилось с 13% в 2016 году до 6% в 2019 году. Абсолютное значение долга МО снизилось на 2,6 млрд руб. в указанном периоде до 3,9 млрд руб.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Самодостаточный бюджет с высокой долей капитальных расходов. Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных доходов: усредненное за период 2017–2021 годов соотношение ННД и доходов без учета субвенций составит порядка 90%. В силу ожидаемого значительного роста в 2020 году безвозмездных поступлений (в 2,3 раза относительно 2019 года) данное соотношение в 2021 году снизится, но все же останется на высоком уровне. Усредненная доля капитальных расходов в расходах бюджета без учета субвенций стабильно растет и в 2020 году составит 17%. Ожидается, что в 2021 году рост указанного показателя продолжится.

Соотношение усредненных за период 2017–2021 годов модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона будет отрицательным и составит -6%. Это свидетельствует о потребности в привлечении долга для финансирования капитальных расходов.

Согласно информации об исполнении бюджета, усредненный за период 2017–2021 годов показатель операционной эффективности бюджета Региона будет равен 10%. Снижение деловой активности в 2020 году, связанное с пандемией коронавируса, приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет Области. За 11 месяцев 2020 года поступления по налогу на прибыль снизились на 14%, по налогам на имущество — на 3%. В результате этого, по ожиданиям АКРА, ННД бюджета Свердловской области могут сократиться в 2020 году на 5% относительно предыдущего года.

В 2020 году, по ожиданиям Агентства, расходы бюджета Области увеличатся на 22% относительно 2019 года: наиболее значимый рост отмечается в здравоохранении, социальной политике и образовании.

Однако устойчивая структура налоговых доходов вместе с гибкостью бюджетных расходов окажут поддержку региональному бюджету на фоне снижения его доходов. В этой связи в 2021 году Регион ожидает роста значения ННД на 5% относительно 2019 года и на 10% относительно 2020 года.

Незначительный объем ликвидности. На 01.12.2020 объем остатков на бюджетных и депозитных счетах Области составил 5,3 млрд руб. Объем указанных остатков покрывает пятую часть среднемесячных расходов Региона за 11 месяцев 2020 года или 5% его совокупного долга по состоянию на 01.01.2021. На протяжении 2017–2021 годов модифицированный свободный денежный поток имеет отрицательное значение (за исключением 2018 года). В этой связи у Региона стабильно возникает потребность в привлечении ликвидности: в 2020 году Регион трижды использовал средства по кредиту УФК, а также наращивал долг.

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2020 году на 5% относительно 2019 года и постепенное восстановление данного показателя в 2021 году;
  • рост совокупных расходов в 2020 году на 22% относительно 2019-го и их последующее снижение в 2021 году;
  • рост долга не более чем на 48% в 2020 году и не более чем на 10% в 2021-м;
  • сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение показателей экономического профиля;
  • рост уровня доступной ликвидности;
  • сокращение долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение доли ННД в совокупных доходах (без учета субвенций);
  • рост текущих расходов, не сопровождающийся увеличением текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения — 15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения — 28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17) , срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6) , срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0) , срок погашения — 23.11.2024 объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34011(ISIN RU000A102HF4) , срок погашения — 16.12.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020, 20.11.2020 и 11.12.2020 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.