Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, умеренной долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета от сектора добычи полезных ископаемых, а также ожиданиями роста долговой нагрузки.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 820 тыс. человек (0,6% населения РФ), в 2018 году на долю Республики приходилось 0,8% суммарного ВРП субъектов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренные показатели бюджетного профиля. В 2020 году сокращение налоговых и неналоговых доходов (ННД) Республики, которое, по оценкам АКРА, составило 18%, было компенсировано ростом трансфертов из федерального бюджета более чем втрое. В то же время расходы республиканского бюджета увеличились, по оценкам АКРА, на 24%, а его дефицит в 2020 году мог составить порядка 20% ННД. Закон о республиканском бюджете на 2021 год предусматривает дефицит в размере порядка 9,6 млрд руб., основным источником финансирования которого станут облигационные займы и банковские кредиты.

В 2017–2021 годах усредненная1 доля собственных доходов в совокупном объеме доходов Региона без учета субвенций составит 85%. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 12% совокупных расходов (без учета субвенций). Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2017–2021 годах составит 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным (-4%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения долга для финансирования капитальных расходов.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Увеличение долговой нагрузки продолжится в 2021 году, однако ее уровень будет оставаться умеренным. Долг Региона на начало 2021 года составляет 42% его текущих доходов и представлен облигациями (45%), бюджетными кредитами (33%) и банковскими кредитами (22%). В случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородного сырья соотношение долга и текущих доходов на конец 2021 года может увеличиться до 60%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. В 2021 году Республике предстоит выплатить 38% своих долговых обязательств, в 2022 году — 17%. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2017–2021 годах составит 3%). АКРА отмечает сохраняющуюся вероятность возникновения необходимости поддержи предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет. Республика Коми располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки средств на счетах бюджета на начало 2021 года с учетом невыбранных остатков по открытым кредитным линиям в 1,4 раза превышают среднемесячные расходы республиканского бюджета в 2020 году.

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую в 2018 году приходилось 44,1% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2019 году формировал более 70% промышленного производства Республики Коми. ВРП на душу населения является высоким (в 2018 году по данному показателю Республика Коми занимала 10–е место среди субъектов РФ), а соотношение усредненных за период 2016–2019 годов среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума (для трудоспособного населения) составило 360%. Усредненный уровень безработицы в 2016–2019 годах составил 7,2%.

Ключевые допущения

  • рост ННД в 2021 году на 3% по сравнению с 2020–м;
  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • минимальный рост долговой нагрузки по итогам 2021 года;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета Республики, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки до уровня более 70% текущих доходов;
  • изменение долговой политики в пользу привлечения краткосрочных банковских кредитов;
  • снижение соотношения усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума ниже 350%.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9), срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — А-(RU).

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU).

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JVKF9, RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.