Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики и стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают низкий уровень ликвидности и возрастающая потребность в долговом финансировании.

Область входит в состав Приволжского федерального округа.  На территории Региона проживает 1,3 млн чел. (около 0,9% населения РФ). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2020 год порядка 432 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Стабильные показатели бюджетного профиля. Закон об областном бюджете1 в 2021 году предусматривает незначительный рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) Региона на 2% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 28%. По оценке АКРА, в 2021 году совокупные расходы Области сократятся на 10%, но, несмотря на это, ее бюджет будет исполнен с дефицитом (4% ННД), который будет профинансирован преимущественно за счет заемных средств.

Соотношение усредненных2 за период 2017–2021 годов модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона станет слабоотрицательным, что означает возникающую потребность бюджета в дополнительном привлечении средств для финансирования текущих расходов.

По мнению Агентства, за период 2017–2021 годов усредненный показатель соотношения баланса текущих операций и текущих доходов незначительно сократится (на 1 п. п.) до 7% и при этом останется на умеренном уровне. Соотношение ННД и доходов (без учета субвенций) находится на умеренно высоком уровне: усредненное значение показателя за период 2017–2021 годов составит 62%.

Показатель гибкости бюджетных расходов Региона оценивается как умеренно высокий: его усредненное значение за 2017–2021 годы составит 16%.

 

1 Закон Пензенской области № 3595-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ред. от 25.12.2020).
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Снижение рисков рефинансирования. По состоянию на 01.01.2021 долг Региона составил 20 млрд руб. и в основном был представлен банковскими (53%) и бюджетными кредитами (47%). В марте 2020 года Область рефинансировала обязательства по банковским кредитам, снизив при этом процентные платежи и сдвинув основную часть выплат по долгу с 2021 на 2024 год (в 2021-м Области необходимо погасить 4% долга, в 2024-м — 26%). В декабре 2020 года Область рефинансировала кредит Управления Федерального казначейства (УФК) путем привлечения бюджетного кредита на сумму 0,4 млрд руб.

Остатки на счетах Региона невелики: в 2020 году они покрывали порядка 10% его ежемесячных расходов, на 01.01.2021 объем остатков на бюджетных счетах Региона составил 0,8 млрд руб. и покрывал 13% госдолга. Использование кредитов УФК позволяет избежать кассовых разрывов.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 31%. По итогам 2021 года, по прогнозу АКРА, данный показатель будет равен 37% в связи с планируемым сокращением безвозмездных поступлений. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий государственного сектора стабильно приходится порядка 23% налоговых поступлений. Оптовая и розничная торговля вносит максимальный вклад в налоговые доходы Региона в секторе негосударственных предприятий. По итогам 2019 года восемь из десяти наиболее крупных по объему выручки региональных предприятий работали в сфере торговли. Тем не менее значительной концентрации налоговых поступлений от этой отрасли не наблюдается: по оценкам АКРА, за 11 месяцев 2020 года на данную сферу приходилось порядка 15% налоговых поступлений в областной бюджет, 8% налоговых поступлений обеспечила отрасль «Транспортировка и хранение», 7% — «Сельское хозяйство». Суммарные поступления от отрасли «Обрабатывающие производства» составили 24%, однако она достаточно диверсифицирована: на сектор производства пищевых продуктов (формирует максимальный вклад в указанной отрасли) приходится порядка 5% налоговых поступлений.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2015–2018 годах составил 53% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2016–2019 годах превышало 290%.

Ключевые допущения

  • снижение совокупных доходов бюджета Области на 13% относительно показателей 2020 года при росте ННД (2%) и сокращении безвозмездных поступлений (28%);
  • сокращение расходов бюджета Области в 2021 году на 10% относительно показателя 2020 года;
  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 4% ННД;
  • рост долга в 2021 году не более чем на 5%;
  • сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;
  • сокращение долговой нагрузки;
  • сохранение модифицированного бюджетного дефицита на положительном уровне.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение ННД более чем на 24% относительно 2020 года;
  • снижение доли собственных доходов бюджета.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Пензенской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.