АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Изменение прогноза по суверенному кредитному рейтингу Казахстана с «Негативного» на «Стабильный» обусловлено ослаблением кредитных рисков, связанных с внешними и внутренними шоками 2020 года. Казахстан вышел из кризисного года с умеренным по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами увеличением государственного долга, что стало возможным благодаря значительной «подушке безопасности» в виде накопленных активов Национального фонда Республики Казахстан (НФРК). В 2020 году политика Национального банка Республики Казахстана (НБРК) позволила продолжать кредитование экономики страны и избежать разгона инфляции.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Казахстана обусловлен относительно высоким уровнем благосостояния, умеренным уровнем государственного долга, снизившимся, однако остающимся значительным объемом ликвидных активов в НФРК и достаточным объемом международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, являются зависимость экономики от цен на нефть, низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также невысокое качество государственных институтов.
После сокращения ВВП Казахстана в 2020 году, которое, по предварительной оценке правительства страны, составило 2,6%, АКРА ожидает восстановления экономического роста в 2021 году до 3,8%. Восстановление будет происходить за счет роста цен на нефть, постепенного возвращения объемов добычи нефти к предкризисному уровню и поэтапного смягчения карантинного режима. Рисками в рамках данного сценария являются возможность возникновения последующих волн коронавируса и недостаточная скорость вакцинации населения.
Сохраняющаяся зависимость промышленности, экспорта и экономики страны от горнодобывающих производств снижает экономическую устойчивость Казахстана к внешним шокам, учитывая высокую экспортную ориентированность указанной отрасли и зависимость от цен на внешнем рынке. В ближайшей перспективе сложно ожидать существенного повышения уровня диверсификации экономики Казахстана, поскольку основной объем инвестиций направляется в сектор добычи сырой нефти и газа: в среднем за период с 2009 по 2020 год в данный сектор ежегодно направлялось 36% всех прямых инвестиций.
В 2021 году АКРА ожидает возвращения инфляции в рамки целевого коридора НБРК (4–6%). Это будет обусловлено снижением давления на национальную валюту в связи с ростом цен на нефть и исчерпанием эффекта инфляционного шока 2020 года. В прошлом году обесценение тенге по отношению к доллару США составило в среднем 8% и было значительно ниже уровня, зафиксированного в ходе предыдущего кризиса (54% в 2016 году). В 2020-м значительного обесценения удалось избежать благодаря политике плавающего курса, к которой НБРК перешел в 2015 году, а также благодаря валютным интервенциям НБРК и повышению в марте 2020 года базовой процентной ставки на 2,75 п. п., до 12%, с ее последующим понижением до 9% в июле. АКРА оценивает меры монетарной политики НБРК как адекватные в условиях высокого уровня неопределенности.
В 2021 году АКРА ожидает дефицита консолидированного бюджета, который включает в себя республиканский бюджет и бюджеты местных органов власти, на уровне 1,5% ВВП, что лучше ожиданий правительства Казахстана (3,4%). Более оптимистичный прогноз Агентства связан с более высокими ожиданиями АКРА в отношении цены на нефть в 2021 году. В 2020 году сокращение ВВП послужило одним из факторов увеличения дефицита бюджета до 3,5% ВВП по сравнению с первоначально планируемым уровнем, равным 2,1%. Дополнительное давление на баланс бюджета оказала масштабная антикризисная программа, принятая правительством страны.
АКРА оценивает увеличение государственного долга до 24,5% ВВП на конец 2020 года (без учета задолженности НБРК) как умеренное и ожидает, что в течение 2021 года государственный долг увеличится незначительно на фоне сокращающегося дефицита бюджета и восстановления экономики. Умеренный уровень государственного долга оставляет Казахстану возможности для применения контрциклической бюджетной политики в будущем. В прошлом году для усиления контрцикличности в рамках Бюджетного кодекса Казахстана было закреплено новое бюджетное правило в части определения размера гарантированного трансферта. Согласно правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в НФРК при цене отсечения. Новое бюджетное правило планируется применять при формировании республиканского бюджета на 2023 год.
Возможность для маневра повышает устойчивость экономики Казахстана к потенциальным внешним шокам.
Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета играет трансферт из НФРК. На конец 2020 года активы НФРК составляли 34% ВВП и покрывали 138% государственного долга, обеспечивая надежную «подушку безопасности», позволяющую балансировать бюджет, не прибегая к долговому финансированию на протяжении около четырех лет.
Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается за счет значительного объема активов НФРК и международных резервов. На конец 2020 года они в совокупности превысили общий внешний долг страны (без учета внутрифирменной задолженности) в 1,6 раза, а внешний государственный долг — в семь раз. В 2020 году коэффициент покрытия импорта золотовалютными резервами достиг почти 12 месяцев в связи с падением объемов импорта. В 2021 году на фоне возобновления экономической активности АКРА ожидает роста объемов импорта и, соответственно, некоторого сокращения показателя покрытия импорта золотовалютными резервами.
Условные обязательства правительства Казахстана (долг госкомпаний и нефинансового и финансового секторов) довольно существенны: на середину 2020 года долг квазигосударственных компаний составил 19% ВВП 2020 года. Стоит отметить, что значительная часть долга номинирована в иностранной валюте. Несмотря на то что большинство государственных компаний финансово устойчивы и способны самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства, по мнению АКРА, потенциальные внешние шоки могут привести к необходимости государственной поддержки, особенно учитывая наличие таких прецедентов. Совокупный государственный и квазигосударственный долг страны составляет 52,6%, что ниже установленного лимита для этого типа совокупного долга.
Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако АКРА отмечает, что институты, как общественные, так и государственные, претерпевают в последнее время позитивные изменения. АКРА отмечает важность отделения Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от НБРК, что должно способствовать усилению независимости обоих регуляторных институтов, а также создание Высшего совета по реформам и Агентства по стратегическому планированию и реформам, которое свидетельствует о нацеленности Казахстана на реформирование системы государственного управления.
Другим положительно влияющим долгосрочным фактором является улучшение человеческого капитала. По оценкам Всемирного банка на 2020 год, индекс человеческого капитала Казахстана превышает средний уровень по странам Центральной Азии и в рамках сопоставимой по категории рейтинга группы стран является одним из наиболее высоких.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в коррекционной части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- потенциал экономического роста;
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- долговая устойчивость;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим модификаторам:
- уязвимость платежного баланса;
- условные обязательства и риск их реализации;
- устойчивость экономического роста.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается на одну ступень. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Итоговый кредитный рейтинг остается на уровне ВВВ+.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Снижение величины условных обязательств.
- Товарная диверсификация экспорта.
- Улучшение качества и эффективности деятельности государственных институтов.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Затяжное снижение темпов экономического роста.
- Продолжительное увеличение государственного долга.
- Резкое снижение величины активов НФРК и золотовалютных резервов относительно внешнего долга и импорта.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.