Кредитный рейтинг Московской области (далее — Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при умеренных рисках предприятий расширенного госсектора и плановом росте оборотов по привлечению и погашению долга внутри года.  

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,2 трлн руб. в 2015 году, или 5% суммарного российского валового регионального продукта, ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны). 

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая диверсификация экономики. Несмотря на исторически высокую концентрацию предприятий машиностроительного сектора, доминирующей в Регионе отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям.  Налоговые поступления в бюджет Региона не зависят от одного крупного налогоплательщика (одной группы крупных налогоплательщиков): максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета по итогам 2016 года составила 3,4%.

Выгодное географическое положение. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и стабильный спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (58% от среднестранового уровня) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 30% выше, чем в среднем по стране).

Стабильные бюджетные показатели. Бюджет характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (91% доходов бюджета без учета субвенций). Прирост налоговых доходов будет коррелировать с темпами экономического роста, поскольку экстенсивный рост за счет повышения региональных ставок исчерпан. Операционный баланс находится под давлением значительного объема обязательных расходов Области (порядка 75% совокупных расходов); ввиду высокой доли капитальных расходов на социально значимые отрасли резерв сокращения расходов невелик (по оценкам АКРА, он составляет 2–3% совокупных расходов).

Умеренный уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга. На дату анализа долгосрочный долг Региона составлял 86% его совокупного долга. Ежегодно соотношение долга и операционного баланса превышает 1,0. По оценкам АКРА, по итогам 2017 года данный коэффициент может составить 0,7 (по сравнению с 1,8 по состоянию на конец 2016 года). Но даже в случае существенного ухудшения бюджетных показателей (ежегодного снижения собственных доходов на 7% от плана), предусмотренном в стресс-сценарии АКРА, этот коэффициент остается положительным. 

Существенный объем обязательств предприятий государственного сектора. Финансовая и коммерческая задолженность принадлежащих Области предприятий, которая может быть погашена из регионального бюджета, оценивается АКРА на конец 2016 года в 6,6 млрд руб. (7% текущего прямого долга).

Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах, не имея при этом просроченной кредиторской задолженности. При этом собственный объем ликвидности снизится при необходимости финансирования дефицита.

Ключевые допущения

  • сохранение темпов роста экономики Региона на уровне, близком к среднероссийскому уровню;
  • сохранение доли обязательных расходов Области на уровне не выше 80% общих расходов бюджета в прогнозном периоде;
  • возможность частичного погашения задолженности предприятий госсектора за счет средств бюджета Области;
  • сохранение текущей структуры срочности долгового портфеля;
  • консервативная практика управления долгом с учетом рыночной конъюнктуры;
  • частичное неисполнение плана капитальных расходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение финансового состояния компаний государственного сектора;
  • существенное превышение темпов роста экономики над среднероссийским уровнем.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов;
  • удорожание краткосрочных финансовых ресурсов при значительных оборотах в течение года.

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9); срок погашения — 21.11.2023;
25 млрд руб. — АА(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Московской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга. Кредитный рейтинг данного долгового инструмента соответствует кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Пересмотр подтвержденного кредитного рейтинга Московской области и прогноза по нему ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.06.2017).

Пересмотр подтвержденного кредитного рейтинга ценных бумаг Московской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (08.06.2017).

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Московская область принимала участие в процессе их присвоения и подтверждения.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения и подтверждения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.