Повышение кредитного рейтинга Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлено сбалансированной бюджетной политикой, позволившей Региону завершить 2020 год с профицитом бюджета и частично сократить объем совокупного долга. Дополнительную поддержку уровню рейтинга оказывают сильный экономический профиль, сбалансированный график погашения долга, не создающий рисков рефинансирования в краткосрочной перспективе, и значительный объем накопленной ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают уровень долговой нагрузки, превышающий в прогнозном периоде 30% текущих доходов Края, а также зависимость доходов бюджета от добывающего сектора, несмотря на значительную диверсификацию добываемых видов сырья.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. По оценке Края, его валовой региональный продукт (ВРП) составит по итогам 2019 года 2,3 трлн руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Бюджет Края исполнен с профицитом, несмотря на снижение собственных доходов. Доходы бюджета Региона составили 288,7 млрд руб. по итогам 2020 года, что на 1% (+3,5 млрд руб.) выше аналогичного показателя 2019–го. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 8% (-20,2 млрд руб.). Снижение собственных доходов в основном было обусловлено сокращением поступлений по налогу на прибыль на 18% (-24,4 млрд руб.), в частности, поступления по данному виду налога значительно упали в сферах металлургического производства и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых. В то же время безвозмездные поступления в региональный бюджет возросли на 62% (+22,7 млрд руб.) по итогам 2020 года. Расходы бюджета Региона также значительно увеличились: расходная часть бюджета составила 288,3 млрд руб., что на 16% (+39,7 млрд руб.) больше, чем в 2019 году. Наиболее значительный прирост за год показали расходы на социальную политику (+19,3 млрд руб.), здравоохранение (+11,7 млрд руб.) и национальную экономику (+6,3 млрд руб.). Профицит бюджета Края составил 0,4 млрд руб.
Закон о бюджете Края1 предусматривает снижение ННД в 2021 году на 2% (-5,3 млрд руб.), а также снижение объема безвозмездных поступлений на 23% (-13,6 млрд руб.). Расходная часть бюджета, в свою очередь, практически не изменится в сравнении с 2020–м (+1,4 млрд руб.). При этом расходы на здравоохранение планируется сократить на 11,5 млрд руб. до уровня 2019 года, что практически в полной мере компенсируется ожидаемым приростом по другим статьям расходов.
Плановый дефицит бюджета составит 8% ННД (17,2 млрд руб.) и будет профинансирован по большей части за счет привлечения долгового финансирования и на одну треть за счет накопленной ликвидности.
Прогнозный дефицит по итогам 2021 года теоретически может быть профинансирован на 90% за счет собственных средств.
Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2017–2021 годы составит 13% и останется на умеренно высоком уровне.
1 Закон Красноярского края от 10.12.2020 № 10-4538 «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022– 2023 годов».
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2017–2021 годы составит порядка 14%. Усредненная доля ННД в доходах (без учета субвенций) достигнет 87% в указанном периоде, что соответствует умеренно высокому уровню данного показателя по методологии АКРА.
Соотношение усредненных за 2017–2021 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет положительным (2%), что свидетельствует о достаточности собственных средств для финансирования капитальных расходов.
Умеренно низкая долговая нагрузка с равномерным графиком погашения долга. По итогам 2020 года долг Красноярского края сократился на 6% (4,6 млрд руб.) и на 01.01.2021 был равен 77,4 млрд руб. На облигации приходится 72% долгого портфеля Региона, на бюджетные кредиты — 28%. Иные долговые обязательства формируют менее 1%.
График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие пять лет Краю предстоит выплачивать не более 19% долга ежегодно. В текущем году Региону предстоит погасить 18% долга (14,1 млрд руб.).
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Края снизилось до 28%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки. По мнению Агентства, этот показатель может возрасти до 31% по итогам 2021 года в связи с финансированием планируемого дефицита. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов составит порядка 3% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
С начала 2020 года остатки на счетах на конец месяца были сопоставимы с ежемесячными расходами бюджета. АКРА полагает, что большая часть свободной ликвидности Региона будет использована для финансирования возможного дефицита. 2021 года. Использование кредитов Управления Федерального казначейства (УФК), а также автономных и бюджетных учреждений позволит избежать в текущем году возможных кассовых разрывов.
Умеренно высокая концентрация на металлургическом секторе определяет экономический профиль Региона. Усредненный за 2015–2018 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 134%. АКРА отмечает, что подушевой ВРП Региона в 2014–2018 годах рос быстрее среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2016–2019 годы превышало 350%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 4,9%. Своих пиковых значений в 8,3% безработица Края достигала в июне–августе 2020 года, однако среднее значение показателя за сентябрь–ноябрь снизилось до 5,8%. Это указывает на постепенное возвращение показателя к средним значениям прошлых лет.
По расчетам АКРА, в разные годы от 30 до 40% налоговых поступлений в бюджет Края обеспечиваются металлургическим сектором и добычей руд цветных металлов. Два крупнейших налогоплательщика Региона работают в этих секторах. До 15% налоговых поступлений приходится на сектор добычи топливно-энергетических ископаемых.
Ключевые допущения
- сокращение ННД Края по итогам 2021 года не более чем на 3% в базовом сценарии и на 12% в стресс-сценарии (в случае возможного недополучения значительного объема налоговых поступлений от ПАО «ГМК «Норильский никель» в связи с компенсационными выплатами) по отношению к показателю 2020–го;
- снижение объема социально ориентированных расходов бюджета;
- исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не выше 8% ННД;
- финансирование прогнозного дефицита с использованием накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
- поддержание положительного модифицированного дефицита бюджета;
- увеличение доли собственных доходов бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- резкий рост доли краткосрочного долга;
- резкий рост потребности в долговом финансировании;
- значительное сокращение текущих доходов бюджета;
- значительное увеличение дефицита бюджета, заметно усиливающее рост долговой нагрузки.
Рейтинги выпусков
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА-(RU).
Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Красноярского края, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.