Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренной долговой нагрузкой на бюджет, высокой долей капитальных расходов и умеренными показателями социально-экономического развития.

Область входит в состав Центрального федерального округа, расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Область имеет высокий уровень моноцентричности: деловая активность сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Региона. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена собственными средствами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): за период с 2017 по 2021 год усредненное1  значение показателя составит 72%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в данный период будет находиться на уровне 23%. В среднем Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а остальную часть — за счет собственных средств.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный выше период составит 14%, что говорит о достаточном уровне текущих доходов для покрытия текущих расходов. На протяжении 2016–2019 годов показатель модифицированного бюджетного дефицита (далее — МБД) был положительным, однако с 2018 года наблюдается его снижение (по итогам 2020 года значение МБД стало отрицательным). Соотношение усредненных МБД и текущих доходов также снижается. В 2021 году этот показатель окажется на уровне -0,4%, что указывает на повышение вероятности роста долга или снижения остатков средств на счетах бюджета.

В 2020 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) областного бюджета выросли на 4% в годовом сопоставлении. Основное влияние на данную тенденцию оказал рост налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц, налогам на товары и услуги и налогам на совокупный доход (8, 9 и 6% соответственно). В то же время поступления по налогу на прибыль увеличились на 3%.

Безвозмездные поступления выросли на треть, что в значительной мере повлияло на увеличение совокупных доходов областного бюджета на 12%. В 2021 году ожидается незначительный рост совокупных доходов при снижении безвозмездных поступлений на 8%. Вместе с тем ожидаемый в 2021 году рост совокупных расходов относительно показателя 2020 года приведет к исполнению бюджета с дефицитом в размере 6% ННД.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Стабильный уровень долговой нагрузки с растущим риском рефинансирования. На конец 2020 года отношение долга к текущим доходам Области составило 40%. По оценкам АКРА, в 2021 году это соотношение существенно не изменится, несмотря на прогнозируемый дефицит бюджета. Дефицит будет профинансирован за счет остатков средств, сформированных на конец года, а также благодаря привлечению заемного финансирования (в основном посредством рыночных займов).

На начало 2021 года государственный долг Области составил 23,6 млрд руб., по состоянию на 01.02.2021 он не изменился по объему и был представлен бюджетными и банковскими кредитами (61 и 39% соответственно). Максимальный размер выплат и рефинансирования долга приходится на 2022 год (41%), в основном это банковские кредиты. В 2021 году Области необходимо погасить 11% долга, в том числе 1,7 млрд руб., приходящихся на бюджетные кредиты, выданные для погашения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта РФ.  

Риски рефинансирования смягчаются тем, что накопленный Областью объем ликвидности на 01.01.2021 покрывал 43% долга, погашаемого в 2021–2022 годах.

Расходы на обслуживание госдолга Региона являются необременительными для его бюджета: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Часть накопленной ликвидности может быть направлена на финансирование бюджетного дефицита. В 2020 году ежемесячные потребности Области в средствах в основном покрывались исключительно за счет остатков на счетах на начало месяца. В период с января по май 2020 года Область размещала остатки бюджетных средств на банковских депозитах.

На 01.02.2021 объем остатков средств на счетах бюджета составил 8 млрд руб., что в 1,4 раза превышает размер среднемесячных расходов за 2020 год (кроме того, остатки покрывают 34% госдолга). Согласно действующему закону о бюджете Области, часть накопленных средств будет направлена на финансирование дефицитов бюджета текущего года и последующих лет.

Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценке АКРА, доля крупнейшего — государственного — сектора экономики составляет около 18% налоговых доходов областного бюджета. В структуре продукции, отгруженной в 2018–2019 годах, доля произведенных нефтепродуктов составила порядка 15%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают относительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям.

В 2016–2019 годах усредненная заработная плата превысила усредненный прожиточный минимум в Регионе почти в три раза, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Усредненные темпы роста ВРП на душу населения Области в 2017–2018 годах оказались ниже темпов роста среднестранового показателя за указанный период.

Ключевые допущения

  • рост ННД бюджета Области в 2021-м на 5% по сравнению с 2020-м;
  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 6% ННД;
  • использование накопленной ликвидности на финансирование дефицита бюджета в текущем году;
  • сохранение до 2023 года сбалансированной бюджетной политики;
  • сохранение высокой доли собственных средств в капитальных расходах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рефинансирование значительной части коммерческого долга долгосрочными заимствованиями;
  • снижение расходов бюджета относительно запланированных уровней;
  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки свыше 55% текущих доходов;
  • снижение собственной ликвидности бюджета;
  • снижение ННД бюджета Области на 5% по сравнению с 2020-м, не сопровождающееся сокращением расходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Рязанской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.