Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен низкой диверсификацией экономики, умеренно высокой долговой нагрузкой, высокими рисками рефинансирования и ограниченным уровнем ликвидности.

Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 140 тыс. человек (0,1% населения РФ). По прогнозу Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2020 года составил около 191 млрд руб. (примерно 0,2% суммарного российского ВРП). В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

За время пандемии бюджет Области выиграл от высоких цен на серебро и золото. Область завершила 2020 год с профицитом 2% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Формирование профицита обусловлено приростом ННД (на 28%). Две трети прироста ННД сформировано за счет налога на прибыль в секторе добычи металлических руд, что обусловлено благоприятной конъюнктурой на рынке серебра и золота в 2020 году. Значимый прирост поступлений также наблюдался по НДПИ и НДФЛ. Кроме того, в 2020 году возросли безвозмездные поступления (на 18% к показателю 2019 года).

Закон о бюджете1 Области предусматривает снижение в 2021 году доходов на 20%, в том числе ННД — на 13%, а безвозмездных поступлений — на 31%; кроме того, ожидается сокращение расходов на 17% в годовом сопоставлении. Дефицит бюджета Области в 2021-м составит 4% ННД и будет профинансирован за счет роста долга и использования остатков средств на счетах бюджета.

Отношение баланса текущих операций к текущим доходам2 по итогам 2021 года окажется на уровне 2%, а усредненное значение3 этого показателя за 2017–2021 годы останется умеренным — 4%. Отношение усредненных за тот же период модифицированного бюджетного дефицита к текущим доходам будет слабоотрицательным, что указывает на потребность бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.

Усредненная за 2017-2021 годы доля ННД в доходах (без учета субвенций) составит 65%, а капитальных расходов — 10% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). При этом более половины данных расходов финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.


1 Закон Магаданской области от 26.12.2019 № 2452 –ОЗ (ред. от 29.07.2020) «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
2 Здесь и далее текущие доходы и текущие расходы не учитывают безвозмездные поступления от ПАО «РусГидро», перечисляемые по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокая доля краткосрочного долга создает риски рефинансирования. На начало 2021 года долг Региона составил 13,06 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (39 и 56% соответственно), а также облигациями (5%). Пик погашения долга (6,1 млрд руб., или 47% совокупного показателя) приходится на 2021 год и распределяется примерно поровну между коммерческими и бюджетными кредитами (с учетом рефинансированного в декабре 2020 года до 1 июля 2021 года кредита Управления Федерального казначейства).

За 2020 год долг Области снизился на 8% (1,1 млрд руб.), а к 01.02.2021 Область погасила еще 1 млрд руб. коммерческих кредитов. При этом риски рефинансирования долга остаются высокими.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 33%, а по итогам 2021 года данный показатель может вырасти до 39%, исходя из текущих параметров областного бюджета. Тем не менее, этот фактор не оказывает влияния на оценку долгового профиля Региона.

Процентные расходы необременительны для Магаданской области: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Совокупный долг муниципальных образований снижается с 2018 года, и по итогам 2020-го он оказался на уровне 40% их собственных доходов.

Остатки на счетах Области покрывают лишь незначительную часть ежемесячных расходов бюджета, а объем просроченной кредиторской задолженности остается существенным, хотя АКРА и отмечает его снижение.

Экономический профиль Региона определяется высокой концентрацией на добыче цветных металлов. Основной вид деятельности — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценке АКРА, более 40% налоговых поступлений в бюджет Региона. Концентрация на добыче серебра и золота приводит к волатильности налоговых доходов, однако в 2020-м данный вид деятельности способствовал тому, что Области удалось завершить год с бюджетным профицитом.

Средний уровень зарплат в Магаданской области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2015–2018 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель.

Ключевые допущения

  • сокращение ННД Области в 2021 году на 13% в годовом сопоставлении;
  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом порядка 4% ННД;
  • рост долга в 2021 году на 3% относительно уровня 2020 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;
  • удлинение сроков погашения долга и сокращение долговой нагрузки наряду со снижением уровня просроченной кредиторской задолженности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки свыше 55% от текущих доходов;
  • снижение доли собственных доходов бюджета;
  • снижение показателя модифицированного бюджетного дефицита.

Рейтинги выпусков

Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), дата погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Магаданской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.