Кредитный рейтинг Новосибирской области (далее — Новосибирская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем относительной долговой нагрузки и стабильными показателями бюджетного профиля, характеризующегося умеренно высокой долей собственных доходов, при средних показателях развития экономики.

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), граничит с Казахстаном. В Области проживает почти 2% населения РФ. На долю Региона приходится 1,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Новосибирская область — крупный научный центр СФО. Доля данного вида деятельности (деятельность профессиональная, научная и техническая) в структуре ВРП Области составляет порядка 5%.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень относительной долговой нагрузки. Долг Новосибирской области на конец 2020 года составил 27,5% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и представлен бюджетными кредитами с погашением до 2034 года (54%), облигациями (44%) и банковскими кредитами (2%). По оценкам Агентства, учитывая необходимость финансирования дефицита областного бюджета, соотношение долга и текущих доходов по итогам 2021 года может возрасти до 32%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Новосибирская область в течение года привлекает кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) по ставке 0,1% годовых в целях замещения коммерческого долга. Это помогает Региону экономить на процентных расходах, доля которых в совокупных расходах бюджета находится на стабильно низком уровне. В 2021 году Региону предстоит выплатить (рефинансировать) почти треть своих долговых обязательств. Увеличение доли краткосрочного долга обусловлено привлечением в декабре 2020 года бюджетного кредита с погашением 1 июля 2021 года. Данный кредит привлекался в целях рефинансирования кредитов УФК на сумму 8,8 млрд руб. Риски рефинансирования долговых обязательств компенсируются значительными неиспользованными лимитами по открытым кредитным линиям, которые на 01.01.2021 в 1,4 раза превысили объем долговых обязательств, подлежащих погашению в 2021 году.

Сбалансированный бюджет с умеренно высокой долей собственных доходов. В 2020 году Область исполнила бюджет с дефицитом 4,4 млрд руб. Налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) увеличились на 1% по сравнению с 2019 годом, а безвозмездные поступления — почти вдвое. Дефицит сформировался по причине роста расходов на 20%, что превышает средний по субъектам РФ уровень (17%). Законом о бюджете на 2021 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом 9,2 млрд руб. В 2021 году ожидается уменьшение безвозмездных поступлений почти на треть по сравнению с 2020 годом, однако их объем будет выше показателя 2019 года в 1,4 раза. Несмотря на увеличение трансфертов из федерального бюджета в 2020 и 2021 годах относительно 2019-го, доля ННД в совокупных доходах Региона остается умеренно высокой: усредненная1 доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 79%.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) составит 15%, а соотношение усредненных показателей модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -2%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность Области в привлечении заемных средств на цели финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы за указанный период составляют более 20% совокупных расходов бюджета.

Диверсифицированная экономика с высокоразвитыми транспортно-логистическим и научно-производственным сегментами. Первый из упомянутых сегментов заметно влияет на бюджет Региона и вносит ощутимый вклад в его экономику (порядка 14% ВРП и 10% налоговых доходов), второй же оказывает незначительное влияние, так как коммерциализация научно-технических разработок является длительным процессом. АКРА отмечает риски, связанные с прогнозируемым снижением поступлений в бюджет Региона от предприятий транспортной отрасли на фоне изменения макроэкономической ситуации. В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 79% от среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель. В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза. В 2010–2018 годах численность населения Области ежегодно росла на 0,2–0,8%.

Ключевые допущения

  • увеличение ННД в 2021 году на 11% по сравнению с 2020-м;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня ликвидности бюджета;
  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
  • использование долгосрочных заимствований при управлении долговым портфелем.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2021 году с дефицитом выше 10% собственных доходов;
  • рост долговой нагрузки выше 40% текущих доходов Области;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Новосибирской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Новосибирской области — AA-(RU).

Новосибирская область, 34017 (ISIN RU000A0JWUV3), срок погашения — 03.10.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34018 (ISIN RU000A0ZYBD3), срок погашения — 27.09.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34019 (ISIN RU000A0ZZPB4), срок погашения — 15.10.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34020 (ISIN RU000A1011Q3), срок погашения — 13.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Новосибирская область, 34021 (ISIN RU000A102895), срок погашения — 14.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Новосибирской области и выпусков облигаций Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Новосибирской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3) были опубликованы АКРА 09.11.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZZPB4) — 15.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1011Q3) — 14.11.2019, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A102895) — 09.10.2020.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новосибирской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0JWUV3, RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новосибирской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Новосибирской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новосибирской области, не выявлены.

АКРА оказывало правительству Новосибирской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.