Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен сбалансированными показателями бюджетного профиля и умеренно низким уровнем долговой нагрузки в совокупности с невысокой долей краткосрочного долга. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета от металлургического комплекса и возрастающей потребностью в привлечении долгового финансирования на капитальные цели при значительном снижении объема баланса текущих операций в прогнозном периоде.
Изменение прогноза по кредитному рейтингу с «Негативного» на «Стабильный» отражает ожидания АКРА относительно стабилизации долговой нагрузки Области на умеренно низком уровне на фоне бездефицитного исполнения бюджета по итогам 2020 года, позволившего сохранить достаточный уровень свободной ликвидности.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ). По оценке Региона, его валовый региональный продукт (ВРП) в 2020 году составил 964 млрд руб. (порядка 1% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Бездефицитный бюджет достигнут благодаря росту безвозмездных поступлений и менее существенному по сравнению с запланированным снижению собственных доходов при умеренных темпах роста расходов бюджета. По итогам 2020 года доходы бюджета Региона составили 111,4 млрд руб., что на 9% (+9,5 млрд руб.) выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 2% (-1,3 млрд руб.) за аналогичный период. Снижение ННД обусловлено в первую очередь уменьшением объема поступлений по налогу на прибыль на 15% (-4,8 млрд руб.), что было отчасти связано с сокращением налогооблагаемой базы в металлургической отрасли в первой половине минувшего года из-за снижения цен на продукцию. При этом за истекший год поступления по НДФЛ выросли на 13% (+2,5 млрд руб.), что в значительной мере скомпенсировало падение собственных доходов Области. Безвозмездные поступления в региональный бюджет возросли на 44% (+10,8 млрд руб.) по итогам 2020 года, в том числе дотации увеличились более чем в два раза (с 3,1 до 7,2 млрд руб.), что является наибольшим значением для Области за весь анализируемый период. В то же время расходы бюджета Белгородской области увеличились в 2020 году не так значительно, как у ряда других субъектов (на 7% по сравнению со средним приростом на уровне 15%). За прошедший год более чем на четверть увеличились расходы на социальную политику (+4,3 млрд руб.) и здравоохранение (+2,9 млрд руб.). Профицит бюджета Области составил 39 млн руб. (менее 1% ННД).
Закон о бюджете Области1 предполагает значительное снижение доходов в 2021 году — на 14% (-15,2 млрд руб.) — в связи со снижением объема безвозмездных поступлений на 41% (-14,5 млрд руб.). При этом собственные доходы бюджета останутся на уровне 2020 года (ожидаемое снижение ННД не превысит 1%). В сравнении с 2020-м расходная часть бюджета снизится на 7% (-7,6 млрд руб.). Наибольшему сокращению подвергнутся капитальные расходы Области, которые снизятся на 39% (-9,6 млрд руб.) по отношению к 2020 году. Планируемый дефицит будет профинансирован за счет свободной ликвидности Региона и за счет привлечения долга.
1 Закон Белгородской области от 26.12.2020 № 19 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
АКРА полагает, что нестабильность цен на рынке металлургической продукции, вызванная неопределенной ситуацией на фоне пандемии коронавируса, может негативно отразиться на налоговых поступлениях Области. При этом, согласно текущей версии закона о бюджете, гибкость расходной части бюджета в 2021 году будет ограничена. АКРА прогнозирует объем дефицита бюджета на уровне 12% ННД, однако большая его часть может быть покрыта за счет свободной ликвидности без привлечения долгового финансирования.
Доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой: усредненная2 доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 79%. Доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) сократится с 23 до 15%. Однако усредненная доля капитальных расходов за период 2017–2021 годов практически не изменится и сохранится на уровне порядка 20%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -2%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако для финансирования капитальных расходов отчасти потребуется привлекать заемные средства.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка с незначительными рисками рефинансирования в краткосрочном периоде. По итогам 2020 года долг Белгородской области вырос на 9% (+2,8 млрд руб.) и на 01.01.2021 составлял 32,5 млрд руб. Излишки привлеченных средств сформировали прирост остатков на счетах бюджета. Долг Региона на 62% представлен облигациями, на 28% — бюджетными кредитами, порядка 10% составляют гарантии. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие пять лет Области предстоит выплачивать не более 19% совокупного долга ежегодно. В течение 2021 года Региону предстоит погасить или рефинансировать 15% долга (4,9 млрд руб.).
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона составляло 33%. По оценкам Агентства, этот показатель может вырасти до 36% по итогам 2021 года в связи с прогнозным объемом дефицита и снижением доходной части бюджета. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов составит порядка 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Объем накопленной по итогам года ликвидности позволит профинансировать возможный дефицит. Исполнение бюджета с профицитом по итогам 2020 года позволило Области сохранить объем свободной ликвидности на счетах. На 01.01.2021 остатки на счетах составляли 11,1 млрд руб. С начала 2020 года остатки на счетах на конец месяца были равны порядка 80–90% ежемесячных расходов бюджета. Однако большая часть свободной ликвидности Региона может к концу текущего года быть использована для финансирования возможного дефицита.
Между Белгородской областью и Управлением Федерального казначейства (УФК) заключены соглашения на предоставление бюджетных кредитов в 2021 году; в 2020 году короткие кредиты от УФК не привлекались. На начало года у Области не было открытых, но не использованных кредитных линий сроком более одного года.
Умеренно диверсифицированная экономика с концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от секторов добычи металлических руд и металлургического производства составил 30% в 2017–2020 годах. В 2020 году три крупнейших налогоплательщика Региона, связанных с металлургическим сектором, сформировали 26,6% налоговых поступлений.
В 2015–2018 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 98% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 год. В 2020 году пик безработицы на уровне 5,4% пришелся на май — июль, но к сентябрю — ноябрю показатель снизился до 5,2%.
В 2019 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
- сокращение ННД Области по итогам 2021 года не более чем на 3% в базовом сценарии и не более чем на 9% в стресс-сценарии (в случае сокращения поступлений по налогу на прибыль из-за волатильности на рынках металлургической продукции) по сравнению с показателями 2020-го;
- снижение объема безвозмездных поступлений в соответствии с плановыми показателями;
- снижение совокупных расходов бюджета не менее чем на 7% и сокращение капитальных расходов в соответствии с плановыми показателями;
- исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом не более 12% ННД;
- использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета;
- сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение бюджета без дефицита по итогам 2021 года;
- сохранение уровня ликвидности бюджета;
- достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов ниже 30%;
- достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета в 2020 году с дефицитом выше 19% собственных доходов;
- рост долговой нагрузки выше 54% текущих доходов Области;
- существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области — AA-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.