Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен сравнительно высокими показателями развития экономики, неравномерным графиком погашения долга и ограниченной гибкостью бюджетных расходов.
Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Неравномерный график погашения долга. График погашения долга неравномерен по причине регулярного использования Городом краткосрочных банковских кредитов. На момент проведения рейтингового анализа доля банковских кредитов составляла 58% общего долга Нижнего Новгорода, срок их погашения приходился на 2021 год. Еще 38% долга были представлены облигациями, оставшаяся доля — бюджетными кредитами. В результате на 01.01.2021 краткосрочная часть долга составила 77% совокупного показателя.
Текущая версия Решения о бюджете Города предусматривает размещение облигационного займа, что, по ожиданиям АКРА, снизит риски рефинансирования и оптимизирует график погашения долга.
На конец 2020 года долговая нагрузка на бюджет Города составила 43% его текущих доходов, или 80% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Значительная разница между показателями объясняется большим объемом доходов в виде трансфертов, традиционно характерных для бюджетов муниципальных образований. За 2021 год долговая нагрузка может незначительно вырасти — до 47% текущих доходов, что не окажет влияния на уровень кредитного рейтинга.
Процентные расходы необременительны: ежегодно они не превышают 4% расходов без учета субвенций.
Нижний Новгород следует практике заключения лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка.
Умеренный уровень ликвидности. Среднемесячные остатки на счетах бюджета Нижнего Новгорода в течение 2020 года не покрывали значительного объема его ежемесячных расходов. Остатки средств на 01.01.2021 покрывали менее 10% долга, подлежащего погашению в 2021 году. Для пополнения остатков на счетах Город дважды в 2020 году привлекал бюджетный кредит Управления Федерального Казначейства; кроме того, Город использует средства муниципальных организаций. Таким образом, находящийся в распоряжении Нижнего Новгорода объем ликвидности является достаточным для осуществления планируемых расходов. Однако ликвидности, позволившей бы рефинансировать краткосрочную часть долга в текущем году, у Города нет, а невыбранные остатки кредитных линий сроком более 12 месяцев на начало текущего года отсутствуют.
Для экономии процентных расходов Нижний Новгород по возможности замещает кредитные средства на более дешевые.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов обусловлена зависимостью от вышестоящего бюджета. Ежегодно Город исполняет бюджет с дефицитом. В 2020 году ННД Города выросли на 11%, что на две трети было обеспечено увеличением поступлений по налогам на совокупный доход. Рост по этому виду налогов объясняется тем, что с октября 2019 года в бюджет Города зачисляется 20% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Безвозмездные поступления увеличились на 20% за счет роста иных межбюджетных трансфертов. В итоге поступления по налогам на совокупный доход Нижнего Новгорода выросли на 16% в годовом сопоставлении. В то же время рост расходов составил 12%, в результате чего по итогам 2020 года дефицит оказался на уровне 2,6% ННД.
В текущей версии Решения о бюджете Города указано, что в 2021 году ННД останутся на уровне предыдущего года и составят 16 млрд руб. Основное влияние на динамику ННД окажет снижение объема неналоговых доходов (15%) при росте поступлений по налогам на совокупный доход и по налогам на имущество (на 21 и 9% соответственно). При этом совокупные расходы вырастут на 2% (до 39 млрд руб.), в связи с чем ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 6% ННД.
Усредненная1 доля ННД без учета субвенций в 2017–2021 годах составит 60%. Основные поступления в бюджет Нижнего Новгорода обеспечивает НДФЛ (около половины ННД), прирост поступлений по которому за 2020 год был на уровне 8%. Значительный объем других собственных доходов помимо поступлений по НДФЛ и налогам на совокупный доход формируется за счет налогов на имущество (поступления по ним выросли в прошлом году на 6%) и доходов от арендных платежей (несмотря на пандемию, объем поступлений по ним в 2020-м не снизился).
Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов находится на умеренно высоком уровне: в 2020 году данный показатель составил 11%, в 2021 году он не изменится. Усредненное соотношение в 2017–2021 годах превысит 10%.
Капитальные расходы Города традиционно очень высоки — в 2017–2021 годах они составляют 40% расходов без учета субвенций, — однако их основная часть финансируется за счет вышестоящих бюджетов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО. Средняя номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в Городе почти в четыре раза превышает прожиточный минимум Нижегородской области. Безработица, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в Нижегородской области находится на низком уровне.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «обрабатывающие производства» за девять месяцев 2020 года снизился на 8,9% относительно соответствующего периода 2019 года. Это объясняется снижением объема производства автотранспортных средств (на 15%) и может быть вызвано последствиями пандемии коронавируса.
Ключевые допущения
- стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ;
- сохранение на прежнем уровне отношения баланса текущих операций и текущих доходов;
- сохранение практики заключения лизинговых договоров для финансирования развития транспортной инфраструктуры Города.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значительный рост ликвидности бюджета;
- рефинансирование текущей доли краткосрочного долга долгосрочными финансовыми инструментами;
- изменение долговой политики в пользу привлечения долгосрочных финансовых инструментов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
- изменение областного законодательства в отношении распределения НДФЛ, а также части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в пользу Нижегородской области;
- рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;
- рост долговой нагрузки на бюджет Города.
Рейтинги выпусков
Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.