АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Словацкой Республики (далее — Словакия, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A+ и в национальной валюте — A+;
  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Негативный», в национальной валюте — «Негативный».

«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

«Негативный» прогноз по суверенному кредитному рейтингу обусловлен ожиданиями АКРА относительно заметного ухудшения показателей государственных финансов на фоне реализации фискальных мер стимулирования в условиях пандемии COVID-19 в 2020–2021 годах. Итоговое влияние пандемии на экономику Словакии будет зависеть от интенсивности последующих волн COVID-19 и их воздействия на экономический рост основных торговых партнеров страны. АКРА отмечает, что скорость вакцинации в Евросоюзе в целом и Словакии в частности может влиять на темпы восстановления экономики страны. Агентство продолжает пристально следить за ситуацией.

Обоснование кредитного рейтинга

Суверенные кредитные рейтинги Словакии на уровне A+ обусловлены относительно высоким уровнем благосостояния экономики, которая до пандемии росла быстрыми темпами, умеренно сильным состоянием государственных финансов, устойчивой внешней позицией и сильными институциональными факторами.

АКРА ожидает рост реального ВВП Словакии на 3–4% в 2021 году после снижения на 5,2% в 2020–м. Однако риски, способные повлиять на реализацию этого сценария, по-прежнему высоки. Реализация базового сценария будет зависеть от эффективности усиленных мер борьбы с пандемией, которые были повторно введены 03.03.2021 (и могут быть ужесточены после 21.03.2021), и скорости вакцинации, стартовавшей в январе. В настоящий момент как минимум одну дозу вакцины от COVID-19 получили 6,5% населения Словакии (данные на 09.03.2021). В случае сохранения темпов вакцинации коллективный иммунитет
к коронавирусу может сформироваться в первой половине 2022 года. До этого времени вероятность повторного введения временных локдаунов и других ограничительных мер будет оставаться высокой. Тем не менее все сценарии АКРА предусматривают рост ВВП в 2021–2023 годах темпами, в среднем превышающими потенциальный уровень.

Однако перспективы роста ВВП страны на долгосрочном горизонте вызывают обеспокоенность, в первую очередь в силу высокого уровня концентрации экономики на автомобильной промышленности (15% от общего объема выпуска, 4% занятых и 33–34% экспорта). Это потенциально приводит к повышенной зависимости экономической активности в стране от отраслевых рисков и рисков, связанных с напряженностью в мировой торговле и экологическими политиками. Более того, автопром Словакии могут ожидать значительные перемены, принимая во внимание растущую популярность электромобилей, беспилотных автомобилей и каршеринга. Несвоевременная реакция автопроизводителей Словакии на эти вызовы может оказать значительное негативное влияние на экономический рост и занятость в стране в долгосрочной перспективе. Небольшой размер
и существенная открытость экономики Словакии могут усугубить указанные риски.

Кроме того, экономический потенциал страны сдерживается сокращением численности рабочей силы и возможным снижением ее качества. Численность рабочей силы будет сокращаться в силу негативных демографических тенденций. По прогнозу ООН, сокращение населения в возрасте от 20 до 74 лет составит 7,5% в 2020–2035 годах. Факторами, которые могут отрицательно сказаться на качестве рабочей силы, являются «утечка мозгов», относительно более слабая система образования по сравнению со средним уровнем других стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также недостаточный уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Все это несет в себе риски для конкурентоспособности страны.

Благоприятная экономическая конъюнктура, членство в еврозоне и жесткое бюджетное правило ранее оказывали положительное влияние на государственные финансы Словакии. Высокие темпы роста ВВП в допандемийный период привели к снижению соотношения консолидированного долга расширенного правительства и ВВП с 54% в 2013 году до 48% по итогам 2019–го. АКРА ожидает, что значение соотношения достигнет 67–69% на конец 2023 года в результате фискальных мер стимулирования и падения доходов в 2020–2022 годах, что является основным фактором, определяющим «Негативный» прогноз по кредитному рейтингу.

В соответствии с бюджетом на 2021–2023 годы правительство Словакии ожидает, что баланс расширенного правительства составит -7,4% ВВП в 2021 году и постепенно консолидируется до -5,8% в 2023–м. АКРА отмечает, что ожидаемый дефицит бюджета может быть несколько преувеличен ввиду потенциально более низких темпов реализации фискальных стимулирующих мер и недовыполнения капитальных расходов, как это происходило, например, в 2020 году.

Несмотря на рост долговой нагрузки в 2021–2022 годах, АКРА не ожидает значительного ухудшения доступности долгового финансирования. Словакия является членом монетарного союза, валюта которого обладает статусом резервной. К тому же, программа прямых денежных операций ЕЦБ (OMT) предполагает наличие условных гарантий по государственным облигациям. Наряду с низкой процентной ставкой и Программой по выкупу активов в чрезвычайных условиях пандемии (Pandemic Emergency Purchase Programme), запущенной ЕЦБ, это оказывает положительное влияние на стоимость заимствований. Несмотря на то что государственный долг, как ожидается, значительно увеличится из-за пандемии, рост процентных расходов будет ограниченным.

В долгосрочной перспективе демографические тенденции, как ожидается, будут оказывать умеренное давление на структурный баланс бюджета правительства. По оценке Еврокомиссии, расходы на здравоохранение увеличатся на 1,8% ВВП в 2060 году. Более того, недавние изменения в пенсионной системе будут оказывать негативное влияние на долгосрочную устойчивость государственных финансов. Согласно данным Генерального управления по экономическим и финансовым делам Еврокомиссии, показатель S2 (используется для обозначения консолидации бюджета, необходимой для стабилизации отношения долга к ВВП в долгосрочном периоде), вероятно, превысит 7,5% ВВП вследствие изменений в пенсионной системе, увеличения заработной платы в госсекторе, а также негативного влияния шока пандемии. Словакия входит в число трех наиболее уязвимых стран ЕС в этом отношении.

Риски реализации условных обязательств в целом находятся под контролем. Размер прямых государственных гарантий — традиционно один из самых низких в странах ЦВЕ. Риски реализации условных обязательств в банковском секторе были по большей части нивелированы сильной достаточностью капитала и высоким качеством активов, наблюдавшимися до коронакризиса. Как следует из последнего обзора финансовой стабильности Национального банка Словакии, доля кредитного портфеля, относящаяся к потенциально неплатежеспособным в 2020-2021 годах корпоративным заемщикам, составляет 6,4–10,4%. В структуре розничного кредитного портфеля 1,7% от общего объема кредитов могут быть признаны проблемными в связи с пандемией коронавируса. По оценке АКРА, это вряд ли потребует значительного объема государственной поддержки банковского сектора.

Поскольку евро (официальная валюта Словакии как члена еврозоны) обладает статусом резервной валюты, внешний долг страны выражен преимущественно в национальной валюте. Это заметно поддерживает внешнюю позицию страны. Чистая инвестиционная позиция страны одна из самых отрицательных среди стран ЕС (-67% ВВП). Однако это во многом объясняется моделью роста экономики, основанной на активном привлечении прямых иностранных инвестиций, нежели является результатом негибкого отрицательного сальдо торгового баланса.

По используемой АКРА шкале институциональные факторы оцениваются выше среднего по миру, но при этом находятся на уровне ниже, чем у стран с аналогичным уровнем кредитоспособности. Самым сильным сдерживающим фактором для Словакии является относительно низкая оценка по показателю контроля над коррупцией (Control of Corruption — один из рассчитываемых Всемирным банком индикаторов качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators)). Кроме того, Словакия в 2020 году занимала 60-е место из 180 (первое место соответствует самому низкому уровню коррупции) в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной неправительственной организацией Transparency International.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Словакии определен на уровне A+. Ряд модификаторов в корректирующей части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • доступ к рынкам и источникам фондирования;
  • устойчивость внешнего долга.

Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:

  • потенциал экономического роста;
  • устойчивость экономического роста;
  • устойчивость долга.

Присвоенный кредитный рейтинг на уровне A+ совпадает с Индикативным, так как суммарный эффект положительных корректировок нивелирован суммарным эффектом отрицательных. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.

Факторы, способные вызвать повышение рейтинга

  • Принятие мер, направленных на улучшение долгосрочной устойчивости бюджета.
  • Существенное повышение качества государственного управления и Индекса восприятия коррупции.

Факторы, способные вызвать понижение рейтинга

  • Значительное увеличение государственного долга.
  • Возникновение потенциально серьезных внешних или отраслевых шоков и обстоятельств, которые могут обусловить волатильность темпов экономического роста.
  • Ослабление интеграции внутри еврозоны.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Словакии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Словакии были опубликованы АКРА 25.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Словакии не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

АКРА не оказывало суверенному правительству Словакии дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.