Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, бюджетным профилем, характеризующимся сильной операционной эффективностью и гибкостью бюджетных расходов, а также умеренно низкой долговой нагрузкой с низкими рисками рефинансирования.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). В 2019 году валовый региональный продукт (ВРП) Республики достиг 2 796 млрд руб. По оценке Региона, по итогам 2020 года его ВРП составил 2 702 млрд руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Остатки на счетах позволили Региону профинансировать дефицит, вызванный значительным приростом расходов бюджета при снижении его доходной части. По итогам 2020 года доходы бюджета Республики составили 293,4 млрд руб., что на 2% (+4,9 млрд руб.) выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 17% (-42,6 млрд руб.) за аналогичный период. Снижение ННД обусловлено в первую очередь уменьшением объема поступлений по налогу на прибыль на 42% (-46,5 млрд руб.), что было во многом связано с сокращением налогооблагаемой базы в нефтедобывающей отрасли, волатильностью цен на нефть и колебаниями курса доллара, а также с негативным влиянием пандемии коронавируса. В то же время безвозмездные поступления в республиканский бюджет возросли на 122% (+47,5 млрд руб.) по итогам 2020 года, в том числе дотации увеличились до 25,2 млрд руб. (более чем в 22 раза), что является наибольшим значением для Республики за весь анализируемый период. Расходы бюджета Республики Татарстан в 2020 году составили 317 млрд руб., увеличившись на 15% относительно уровня предыдущего года, что сопоставимо со средним приростом по стране. За прошедший год практически на половину увеличились расходы республиканского бюджета на здравоохранение (+11,8 млрд руб.) и почти на четверть — на социальную политику (+9,3 млрд руб.). Дефицит бюджета Республики составил 23,6 млрд руб. (11% ННД) и был профинансирован на сумму 21,2 млрд руб. за счет свободной ликвидности Региона, на 2,1 млрд руб. за счет бюджетного кредита и на 0,3 млрд руб. за счет продажи акций и долей в капитале.
Закон о бюджете Республики1 предусматривает рост ННД на 10% (+20,7 млрд руб.) в 2021 году в связи с постепенным восстановлением экономики и ростом поступлений по налогу на прибыль на 19% (+12,4 млрд руб.) по сравнению с 2020 годом. В то же время совокупные доходы Региона сократятся на 6% (-18,8 млрд руб.) в связи со снижением объема безвозмездных поступлений на 46% (-39,4 млрд руб.). Общий объем расходов Республики Татарстан согласно закону о бюджете составит 281,7 млрд руб., однако по уточненному на 01.02.2021 кассовому плану расходы возрастут до 289,7 млрд руб. Дефицит Республики при этом достигнет 15,1 млрд руб. и может быть полностью профинансирован за счет накопленной ликвидности, однако в таком случае запас ликвидности будет полностью исчерпан. По мнению АКРА, Республика имеет возможность сократить часть расходов в текущем году.
1 Закон РТ от 27.11.2020 № 78-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Доля собственных доходов в бюджете Республики остается умеренно высокой: усредненная2 доля собственных доходов в 2017–2021 годах составит 84%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) за период 2017–2021 годов сохранится на уровне порядка 38%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит 30%, несмотря на существенное снижение текущих доходов при увеличении объема текущих расходов. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается на уровне -1,7%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако для финансирования части капитальных расходов потребуется использовать накопленную ликвидность.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
В среднесрочной перспективе, по оценкам АКРА, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, не является высокой.
Некоммерческий характер долга с низкими рисками рефинансирования и плавным графиком погашения. По итогам 2020 года совокупный долг Региона увеличился на 5% (+4,5 млрд руб.) и составил 98,2 млрд руб. Порядка половины прироста объема долговых обязательств обеспечила валютная переоценка государственных гарантий Республики. Другая половина (2,1 млрд руб.) пришлась на рефинансирование бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете, который Региону необходимо вернуть до 01.07.2021.
Долговой портфель Татарстана на 88% состоит из бюджетных кредитов, основная доля которых (более 87%) погашается после 2025 года. Оставшиеся 12% долга — это гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Негативный») по обязательствам перед федеральным бюджетом.
Учитывая плавный график погашения долга Республики и его некоммерческий характер, риски рефинансирования обязательств оцениваются как низкие. До конца текущего года Региону необходимо погасить/рефинансировать бюджетные кредиты на сумму 2,4 млрд руб. Расходы на обслуживание долга в 2021-м сохранятся на уровне 2020 года и не превысят 0,03% от совокупных расходов. Долговая нагрузка Региона оценивается как умеренно низкая. По оценке АКРА, соотношение долга и текущих доходов может возрасти до 38% по итогам 2020 года в связи с возможным снижением безвозмездных поступлений в бюджет Республики.
На начало 2021 года остатки на счетах Республики составили 15,5 млрд руб. На протяжении всего 2020 года объем свободной ликвидности в совокупности с размещенными депозитами в среднем на 30% превышал объем ежемесячных расходов бюджета. АКРА полагает, что накопленные средства могут быть в полном объеме использованы для финансирования дефицита республиканского бюджета, запланированного на 2021 год.
В декабре 2020 года Республика получила бюджетный кредит от Минфина России, который необходимо вернуть в первом полугодии текущего года.
На дату публикации настоящего пресс-релиза договор с Управлением Федерального казначейства пока не заключен.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2017 по 2020 год порядка 25% налоговых поступлений в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Эта доля значительно снизилась по итогам 2020 года из-за волатильности цен на топливно-энергетические ресурсы в первой половине года и снижения налоговой базы нефтедобывающих компаний. Порядка 12% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, совокупность обрабатывающих отраслей формировала около 20% налоговых поступлений Региона. Усредненный ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 110%. АКРА отмечает, что реальный и подушевой ВРП Республики в 2014–2019 годах в целом росли быстрее, чем в среднем по стране. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 350%. По итогам 2019-го усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 3,4%. В 2020 году пик безработицы на уровне 4% пришелся на май — июль, но к октябрю — декабрю показатель снизился до 3,5%.
Ключевые допущения
-
прирост собственных доходов в 2021 году в соответствии с плановым уровнем;
-
сокращение объема текущих расходов по сравнению с запланированным уровнем при плановом объеме капитальных расходов;
- исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 6% ННД;
- использование доступной ликвидности для финансирования возможного дефицита бюджета;
- отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования;
- отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- возникновение необходимости предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;
- возникновение необходимости исполнения гарантийных обязательств перед Минфином России;
- исполнение бюджета по итогам 2021 года с дефицитом, превышающим объем остатков на счетах Региона.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.