Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низким уровнем относительной долговой нагрузки с умеренными рисками рефинансирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе и стабильными экономическими показателями городской экономики с ограниченными возможностями по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается отрицательным модифицированным бюджетным дефицитом и низкой операционной эффективностью бюджета в совокупности с низким уровнем свободной ликвидности.

Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2020 году составило 226 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Образовавшийся по итогам года дефицит был профинансирован за счет привлечения банковских кредитов. По итогам 2020 года доходы бюджета Города составили 7,9 млрд руб., что на 6% (+440 млн руб.) выше показателя 2019 года. Более трети прироста обеспечено налоговыми и неналоговыми доходами (ННД), которые увеличились за прошедший год на 7%. Рост ННД обусловлен в первую очередь увеличением объемов поступлений по налогу на доход физических лиц на 5% и по налогам на имущество на 32%. В росте налогов на имущество ключевую роль сыграл прирост поступлений по земельному налогу с организаций более чем вдвое. Данные виды налоговых доходов городского бюджета отличаются устойчивостью к экономическим шокам и не были в значительной мере затронуты пандемией коронавируса, что обеспечило их прирост. Наряду с этим безвозмездные поступления в городской бюджет также возросли на 6% (+275 млн руб.) по итогам 2020 года. Расходы бюджета Братска в 2020 году составили 8,1 млрд руб., увеличившись на 7% относительно уровня предыдущего года. Наибольший прирост в абсолютном значении показали расходы Города по разделам «Национальная экономика», «Образование» и «Социальная политика». Дефицит бюджета Братска составил 226 млн руб. (9% ННД) и был полностью профинансирован за счет привлечения банковских кредитов.

Решение о городском бюджете1 предусматривает рост ННД на 3% в 2021 году главным образом за счет увеличения объема неналоговых поступлений в части платежей за негативное воздействие на окружающую среду на 56% по сравнению с 2020-м в связи с изменением норматива отчислений в бюджеты городских округов Иркутской области по данному виду доходов. При этом совокупные доходы Братска сократятся на 7% в связи со снижением объема безвозмездных поступлений из областного бюджета на 11%. По итогам 2021 года дефицит бюджета Братска планируется на уровне 68 млн руб. (2% ННД) и будет профинансирован за счет накопленной ликвидности.

АКРА полагает, что Город может исполнить расходную часть бюджета выше запланированного уровня, что приведет к увеличению дефицита. В таком случае Братск профинансирует сложившийся дефицит частично за счет свободной ликвидности и частично за счет привлечения долгового финансирования.

Усредненная2 доля ННД без учета субвенций будет равна 67% в 2017–2021 годах в связи с ростом безвозмездных поступлений в 2020 году по сравнению с 2019-м. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) за аналогичный период составит 16%.

По итогам 2021 года соотношение баланса текущих операций и текущих доходов может составить порядка 1%, усредненное за 2017–2021 годы соотношение указанных показателей останется отрицательным — на уровне -1%. Модифицированный бюджетный дефицит также отрицателен: его усредненное значение за период с 2017 по 2021 год будет равен -3%. Отрицательный показатель модифицированного бюджетного дефицита указывает на возрастающую потребность Братска в привлечении долгового финансирования на капитальные цели, при этом положительная операционная эффективность бюджета является показателем самодостаточности Города в финансировании текущих расходов.


1 Решение Думы г. Братска от 25.12.2020 № 166/г-Д «О бюджете города Братска на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Низкая относительная долговая нагрузка с умеренными рисками рефинансирования. По итогам 2020 года совокупный объем долга Города увеличился на 33% (+285 млн руб.) и на 01.01.2021 составил 1,1 млрд руб. Излишне привлеченные средства в размере 59 млн руб. сформировали прирост остатков на счетах бюджета. Долг на 54% состоял из коммерческих кредитов, оставшаяся часть приходилась на бюджетные кредиты. Основная часть долга (86%) подлежит погашению в 2021–2023 годах, в среднем за год погашается порядка 32% объема долга. Пик выплат приходится на 2023 год, когда Городу предстоит погасить/рефинансировать 42% долговых обязательств. В 2021 году погашению подлежит 25% долга, включая бюджетные кредиты, полученные от Иркутской области.

По состоянию на 01.03.2021 долг Города увеличился на 130 млн руб., до 1,3 млрд руб., из-за привлечения кредитной линии со сроком погашения в 2024 году.

Долговая нагрузка на городской бюджет невысока: на конец 2021 года, по прогнозу АКРА, долг Города может составить 19% его текущих доходов или 49% ННД (в соответствии с Решением о городском бюджете долг Города не превысит 42% его ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований.

Процентные расходы необременительны и по итогам года не превысят 2% расходов (без учета субвенций). Однако в связи с тем, что часть бюджетных кредитов, выданных областью, выплачивается Городом досрочно в результате повторного невыполнения дополнительных соглашений с Минфином Иркутской области по итогам 2020 года, стоимость обслуживания долга увеличится, поскольку бюджетные кредиты будут замещены коммерческим долгом.

Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2020 года покрывали в среднем четверть объема его ежемесячных расходов. Остатки средств на начало года в размере 86 млн руб. также не покрывали значительного объема долга, подлежащего погашению в 2020 году. Для покрытия кассовых разрывов Город использует короткие кредиты Управления Федерального казначейства.

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», ПАО (ПАО «РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 28%). По мнению Агентства, усредненный за 2016–2019 годы скорректированный подушевой валовой региональный продукт Города может составлять 113% от среднестранового показателя.

Усредненная за 2017–2020 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в 3,5 раза превысила прожиточный минимум Иркутской области.

Ключевые допущения

  • объем безвозмездных поступлений в 2021 году не ниже запланированного на текущий момент уровня;
  • темпы снижения расходов бюджета ниже уровня, запланированного в рамках Решения о городском бюджете;
  • использование всей свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета;
  • рост уровня долговой нагрузки по итогам года;
  • постепенное рефинансирование бюджетных кредитов коммерческими займами.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы при снижении расходной части бюджета до планового уровня;
  • привлечение кредитов с более длинными сроками погашения;
  • исполнение бюджета без дефицита по итогам 2021 года;
  • значительный рост ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня операционной эффективности бюджета в связи с ростом его расходной части;
  • снижение величины модифицированного бюджетного дефицита ниже текущих значений;
  • значительный рост долговой нагрузки на бюджет Города.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Братска, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.