Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень гибкости бюджета (в совокупности с большой долей капитальных расходов, финансируемых Областью самостоятельно) и существенные финансовые резервы областного бюджета.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. Валовый региональный продукт (ВРП) Области без учета автономных округов по итогам 2019 года составил 1,3% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2016–2019 годах усредненное1 значение данного показателя в 1,3 раза превышало усредненное среднестрановое значение.
В 2017–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (в 2020 году превысило четырехкратное значение), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2017–2020 годах был ниже среднероссийского показателя.
Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений, однако в 2020 году доля поступлений от нефтеперерабатывающего сектора снизилась; значительная доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.
Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2025. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Исполнение бюджета со значительным дефицитом вызвано ростом расходов на фоне снижения поступлений по налогу на прибыль организаций. В 2020 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) областного бюджета сократились на 26% относительно показателя предыдущего года. Основное влияние на это оказал налог на прибыль организаций, поступления по которому снизились на 35%. Несмотря на рост безвозмездных поступлений (164%), совокупные доходы Области уменьшились на 22%. В то же время рост расходов составил 7%. В результате по итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в 27% ННД, который был профинансирован в основном за счет ликвидности Области.
В 2020 году усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов сократилось в годовом сопоставлении на 13 п. п. (до 18%), в 2021 году данный показатель не изменится; соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020 стало отрицательным (-5,6%), а в 2021 году составит -5,0%. Это по-прежнему свидетельствует о достаточности текущих доходов Региона для финансирования его текущих расходов, однако для финансирования капитальных расходов появляется необходимость в привлечении заемных средств или использовании накопленной ликвидности.
Расходы бюджета отличаются высокой гибкостью: усредненная в 2017–2021 годах доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) составит 27%. Регион финансирует порядка 95% своих капитальных расходов за счет собственных средств, что, по мнению АКРА, является дополнительным резервом по сокращению расходов.
Бюджет Тюменской области характеризуется высокой долей собственных доходов в совокупном объеме доходов (без учета субвенций): в период с 2017 по 2021 год усредненное соотношение данных показателей составит 96%.
Закон о бюджете Области2 предусматривает снижение в 2021 году поступлений по налогу на прибыль организаций на 12% к показателю 2020 года и на 42% — к показателю 2019 года, что продолжит оказывать негативное влияние на динамику ННД. В 2021 году объем безвозмездных поступлений сократится на 31% (до 12 млрд руб.), в результате чего совокупные доходы снизятся на 13%, а совокупные расходы — на 14%. Однако в условиях высокой базы расходов бюджет будет исполнен с дефицитом на уровне 24% ННД и большей частью будет профинансирован за счет заимствований. Заимствования будут привлекаться исходя из фактической потребности.
Даже при сокращении ННД, как полагает АКРА, высокая гибкость бюджетных расходов, очень низкий уровень долговой нагрузки и значительный объем накопленной ликвидности окажут поддержку бюджету Области.
2 Закон Тюменской области от 04.12.2020 № 99 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Тюменской областной Думой 26.11.2020).
Минимальный уровень долговой нагрузки. В 2020 году отношение долга Региона к текущим доходам составило минимальные 2%, а на 01.01.2021 долг Тюменской области оказался на уровне 2,8 млрд руб. На бюджетный кредит, подлежащий погашению в период с 2025 по 2034 год, на 01.01.2021 приходилось 12% долга, а оставшаяся часть — на госгарантии по обязательствам предприятий Области. По состоянию на 01.03.2021 объем и структура госдолга не изменились, а расходы на его обслуживание являются необременительными для бюджета Региона.
Как следует из Закона о бюджете Области, в 2021 году государственный долг вырастет до 21 млрд руб., но долговая нагрузка останется на низком уровне и не окажет влияния на кредитный рейтинг Региона.
Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. Тюменская область обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.03.2021 многократно превышает объем совокупного долга и более чем в три раза — среднемесячные расходы бюджета за 2020 год.
Ключевые допущения
- пересмотр расходных статей бюджета при сокращении ННД в 2021-м более чем на 32% относительно планового значения;
- сокращение капитальных расходов в случае снижения доходов бюджета;
- финансирование дефицита бюджета текущего года преимущественно за счет привлечения заемного финансирования;
- исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не более 24% ННД;
- планируемый рост государственного долга в 2021 году до 15% от объема текущих доходов;
- сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;
- сокращение ликвидности до уровня ниже ежемесячных расходов бюджета;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тюменской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тюменской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.