АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Чешской Республики (далее — Чехия, страна) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AA и в национальной валюте — AA;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
«Стабильный» прогноз отражает устойчивость макроэкономических показателей и внешней позиции Чехии к шоку, вызванному пандемией COVID-19, а также умеренное ухудшение состояния государственных финансов, которое тем не менее не привело к снижению суверенного кредитного рейтинга страны.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенный кредитный рейтинг Чехии на уровне AA обусловлен высоким уровнем благосостояния экономики, сильной, но в то же время умеренно ухудшающейся бюджетной позицией, эффективной монетарной политикой и устойчивой внешней позицией. В числе сдерживающих рейтинг факторов — небольшой размер и открытость экономики страны, высокая степень концентрации на определенной отрасли и небольшом количестве торговых партнеров; в этой связи Чехия оказалась уязвимой к негативным последствиям пандемии COVID-19. Сдерживающим фактором в долгосрочной перспективе являются высокие расходы, связанные со старением населения.
В 2020 году Чехия пережила второе по величине падение ВВП среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) после Хорватии. Экономика страны сократилась на 5,6%, что меньше, чем ранее прогнозировало АКРА (6,5–10%). Определенное восстановление внешнего спроса к концу 2020 года, фискальный антикризисный пакет и более низкая доля сектора услуг по сравнению с другими странами ЦВЕ и крупнейшими экономиками Западной Европы позволили Чехии избежать более глубокого спада. Агентство ожидает, что восстановление экономики страны объемом 214 млрд евро будет проходить медленнее, чем в других странах Европы; в 2021 и 2022 годах рост ВВП оценивается в 3,0 и 4,5% соответственно.
Основными факторами, которые будут влиять на ВВП страны в 2021 году, являются новый всплеск заболеваемости COVID-19 и эффективность кампании по вакцинации. В начале текущего года Чехия столкнулась с третьей волной пандемии коронавируса, которая была сопоставима с предыдущими двумя. Что касается скорости вакцинации, то пока ее темпы уступают средним в ЕС (4,5 полностью вакцинированных на 100 человек по сравнению с 4,8 в ЕС). Фактором поддержки роста ВВП станет предоставление Чехии траншей ЕС, объем которых будет выше, чем планировалось изначально.
Чешский национальный банк (ЧНБ) оперативно отреагировал на вызванный пандемией кризис за счет использования традиционных инструментов. В 2020 году он дважды резко снизил ключевую ставку (в общей сложности на 200 б. п.) и установил ее на уровне 0,25%. ЧНБ также помог банкам высвободить дополнительную ликвидность, снизив норматив контрциклического буфера капитала на 125 б. п. до 0,5% (при этом уровни буфера системного риска
и надбавки для поддержания достаточности капитала снижены не были), смягчил правила выдачи ипотечных кредитов, а также дал понять, что готов поддерживать уровень ликвидности в иностранной валюте и осуществлять операции количественного смягчения. АКРА считает, что действия ЧНБ помогли сдержать негативные последствия кризиса для экономики. Ранее ЧНБ демонстрировал способность добиваться поставленных целей и действовать эффективно. Например, в 2017 году ЧНБ прекратил сдерживать курс национальной валюты от укрепления, и эти действия не вызвали резких колебаний ее курса и не привели к всплеску инфляции. До начала кризиса ЧНБ завершил запущенный в 2017 году цикл повышения процентной ставки с целью удержания инфляции на целевом уровне 2% (диапазон +/-1 п. п.), что обеспечило ему пространство для смягчения денежно-кредитной политики в начале коронакризиса.
Бюджетная позиция страны ослабла по сравнению с докризисным сильным уровнем. В 2020 году дефицит бюджета расширенного правительства составил 6,2% ВВП, что лучше изначальной оценки правительства, сделанной осенью (6,4%), а также ожиданий АКРА (6,5%). Такой результат стал следствием более высоких доходов, обусловленных менее значительным, чем ожидалось ранее, падением ВВП, а также недостаточной востребованностью фискальных мер стимулирования.
Объявленный фискальный пакет был самым большим среди стран ЦВЕ — около 20% ВВП, однако он в основном состоял из гарантий, которые использовались лишь частично. В ближайшие годы дефициты сохранятся. Последняя официальная оценка дефицита бюджета на 2021 год — 8,5% ВВП. Согласно ожиданиям АКРА, дефициты в 2021 и 2022 годах составят 8,0 и 6,0% ВВП соответственно. В отличие от 2020 года, когда дефицит бюджета был обусловлен единовременными мерами поддержки экономики во время пандемии, в последующие годы влияние единовременных мер будет снижаться, и дефицит будет связан с постоянными мерами. К ним относятся сокращение ставки подоходного налога на физлиц (вклад в дефицит — около 90 млрд чешских крон), увеличение социальных выплат (28 млрд чешских крон), повышение заработной платы и социальных трансфертов. Бюджетное смягчение может быть частично связано с парламентскими выборами 2021 года.
Поступления из фондов ЕС поддержат инвестиции, которые, согласно официальной оценке, увеличатся на 12,3% в 2021 году. В предыдущем году государства — члены ЕС согласовали новую структуру финансирования на следующий бюджетный период 2021–2027 годов. Помимо регулярной Многолетней финансовой программы (MFF), она будет включать в себя дополнительные инструменты, предназначенные для борьбы с последствиями COVID-19 — Next Generation EU и SURE. Общий объем финансирования, который будет доступен в ближайшие семь лет, составляет около 2 трлн евро, что почти в два раза превышает объем финансирования, запланированный до пандемии коронавируса. Таким образом, указанный источник финансированная окажет поддержку Чехии, общий приток средств в ближайшие семь лет оценивается на уровне около 20% ВВП.
По мнению Агентства, правительство страны сможет спокойно покрыть возросшие потребности в финансировании за счет заимствований. Правительство полагается главным образом на облигации в национальной валюте и готово к выпуску ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Если правительство решит выпускать еврооблигации, АКРА полагает, что спрос будет высоким, учитывая, что последний такой выпуск состоялся в 2012 году (объем — 2,75 млрд евро); в 2019 и 2020 годах Минфин Чехии переключился на внутренний рынок для заимствований в иностранной валюте и привлек 1,3 млрд евро. Основным инструментом стали облигации в иностранной валюте и с фиксированной ставкой; выпуск бумаг с плавающей ставкой, а также векселей был ограниченным. Основными инвесторами в государственные облигации в 2020 году были банки. Несмотря на то что нерезиденты увеличили свои вложения на 0,8% в прошлом году, их доля в государственных облигациях, номинированных в национальной валюте, снизилась примерно на 10 п. п. до 31% на конец 2020 года.
Доходность государственных облигаций, номинированных в чешских кронах, практически удвоилась в 2020 году, однако это не повлияет на способность страны обслуживать свой долг. Доходность десятилетних облигаций к концу марта 2021 года достигла 2,0%. АКРА ожидает, что уровень долга к концу 2021 года составит 43,9% ВВП по сравнению с 30,2% в 2019–м. Несмотря на рост госдолга, расходы страны на его обслуживание в 2020 году составили лишь 1,3% ее доходов, что ниже аналогичного показателя других стран ЦВЕ (в среднем около 3,1%). В случае если доходность продолжит расти, у ЧНБ есть инструмент для поддержки рынка. Более того, ликвидные активы, накопленные правительством в 2020 году, составили около 16% ВВП.
Банковский сектор страны, по-видимому, пока успешно противостоит кризисным явлениям в экономике. До начала кризиса банковская отрасль характеризовалась стабильными фундаментальными показателями: банки обладали достаточным капиталом (отношение взвешенных с учетом риска активов к регулятивному капиталу — 21,4%), демонстрировали низкий уровень просроченной задолженности (4,1% от общего объема кредитов) и выполняли необходимые требования к уровню ликвидности. ЧНБ проводит взвешенную макропруденциальную политику. В частности, ЧНБ одним из первых регуляторов в Европе внедрил контрциклические меры и таким образом укрепил устойчивость банковской отрасли.
Что касается качества активов, то влияние прошлогоднего кризиса еще предстоит оценить. Такие меры по отсрочке платежей, как предоставление шестимесячных каникул по социальным выплатам и мораторий на погашение ссуд и ипотечных кредитов, были отменены в конце прошлого года. Фискальный пакет был достаточно большим, чтобы поддерживать кредитоспособность экономических агентов и предоставлять ликвидность работодателям, домохозяйствам и банкам. В будущем способность экономических агентов обслуживать долговые обязательства будет зависеть от скорости восстановления экономики.
Помимо этого, темпы кредитования резидентов в 2020 году были умеренными, увеличившись на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (по состоянию на 01.01.2021), включая кредитование населению (6,4%) и нефинансового сектора (-0,2%). Данные за третий квартал 2020 года показали, что прибыльность банковского сектора существенно снизилась: по сравнению с 2019 годом показатель ROE сократился с 18,2 до 8,7%, ROA — с 1,2 до 0,6%. Более низкая прибыльность в 2020 году, вероятно, связана с более высоким уровнем резервирования, который поможет противостоять потенциальным рискам, связанным с качеством активов.
Среди других условных обязательств, хотя и более долгосрочного характера, — обязательства, связанные со старением населения страны. В силу неблагоприятной демографической ситуации бюджетные расходы Чехии, направленные на поддержку пожилого населения, являются самыми высокими среди стран ЦВЕ.
Экономика Чехии демонстрирует высокую способность выдерживать внешние шоки. По состоянию на конец 2020 года резервы страны в иностранной валюте покрывали 82,6% совокупного внешнего долга, при этом они в 14,0 раз превышали краткосрочную часть внешнего долга и на 188,0% покрывали его часть в иностранной валюте. Чистая международная инвестиционная позиция Чехии по итогам 2020 года достигла -12,6% ВВП — один из самых сильных результатов в странах ЦВЕ. Уровень обесценения национальной валюты в прошлом году составил лишь 3,0% по отношению к евро, а объем международных золотовалютных резервов увеличился. Вместе с этим улучшение счета текущих операций страны, достигшего 3,6% ВВП, скорее всего, будет носить временный характер. Поддержку экспорту оказало восстановление экономической ситуации в Германии, тогда как импорт значительно сократился. АКРА ожидает, что по мере восстановления внешнего спроса профицит счета текущих операций Чехии сократится.
Институциональная среда в Чехии оценивается как устойчивая и является наиболее развитой среди стран региона. Почти все индикаторы оценки государственного управления Чешской Республики находятся на исторически высоком уровне, при этом некоторые из них несколько улучшились в последние годы. В 2020 году популярность лидирующей партии АНО («Акция недовольных граждан») снизилась, что может привести к формированию новой коалиции после парламентских выборов в октябре 2021 года. Однако, по мнению АКРА, страна будет и в дальнейшем придерживаться сильной экономической политики.
Результаты применения суверенной модели
Индикативный рейтинг Чешской Республики был определен на уровне АА в соответствии с базовой частью рейтинговой модели АКРА.
Ряд модификаторов в коррекционной части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- долговая устойчивость.
Отрицательная корректировка была сделана по следующему фактору:
- устойчивость экономического роста.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг остается без изменений. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне AA. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне AA.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Замедление темпов восстановления экономики на фоне новой волны пандемии COVID-19.
- Дальнейшее ухудшение фискальной позиции.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Превышение ожидаемых темпов роста экономики.
- Улучшение бюджетной позиции в ближайшие годы.
- Сокращение расходов, связанных со старением населения, и сглаживание проблем экономической конкурентоспособности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Чешской Республики были опубликованы АКРА 29.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Чешской Республики не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству Чешской Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.