Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (5,1 трлн руб. в 2019 году, или 5,4% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. В 2020 году соотношение долга Региона и его текущих доходов (по методологии АКРА) увеличилось с 30 до 43%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. По оценке АКРА, в 2021 году указанное соотношение может увеличиться вследствие привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом об областном бюджете. В 2020 году основным источником финансирования бюджетного дефицита стали облигации: чистые заимствования в форме облигаций составили 65 млрд руб. (71% совокупных чистых заимствований Региона). Закон о бюджете предусматривает, что в 2021 году облигации останутся основным источником финансирования дефицита. На 01.01.2021 долг Области был представлен облигациями (57%), банковскими кредитами (24%) и бюджетными кредитами (19%). В 2021 году погашению подлежит 24% долговых обязательств Области, в 2022-м — 27%. Соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2017–2021 годах составит порядка 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.01.2021 остатки на счетах составили 59% среднемесячных расходов бюджета Области в 2020 году. До июля 2020-го Московская область регулярно размещала временно свободные средства бюджета на банковских депозитах. Правительство Московской области в случае необходимости финансирования прогнозируемых кассовых разрывов использует краткосрочный кредит, предоставляемый Управлением Федерального казначейства.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2017–2021 годах усредненное соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 90%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 15%. В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 5%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -11%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2020 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2020 году средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,9 раза). ВРП Области растет быстрее, чем в среднем по России: в 2020 году рост ВРП Области составил 6,2% при среднестрановом показателе 1,6%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2020 годах значительно опережали среднероссийский показатель (порядка 10% в год при среднестрановом уровне не более 4%).

Ключевые допущения

  • рост ННД Области в 2021 году на 3% по сравнению с 2020-м;
  • сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • исполнение областного бюджета в 2021 году с дефицитом не более 10% ННД;
  • сохранение долговой стратегии, не предполагающей роста долговой нагрузки на бюджет Области выше 50% ННД;
  • сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • сокращение долговой нагрузки ниже 30% текущих доходов областного бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3 , RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.