АКРА подтвердило следующие рейтинги Республики Беларусь (далее — Беларусь) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Негативный», в национальной валюте — «Негативный».
«Негативный» прогноз предполагает возможное понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Сохранение «Негативного» прогноза по суверенным кредитным рейтингам Беларуси обусловлено остающейся значительной уязвимостью ее экономики к валютному риску, связанной с высокой долей валютной составляющей в государственном долге и долге компаний, а также с зависимостью банковского сектора от иностранной валюты. Последний фактор сочетается со снижающимися международными резервами и с сужением базы международных кредиторов. Смягчающими факторами являются сохраняющийся доступ к российскому рынку капитала и к кредитным ресурсам России и Евразийского фонда стабилизации и развития, а также высокая доля нерыночных заимствований в государственном долге страны.
Долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси на уровне B+ были поддержаны результатами 2020 года, превысившими ожидания, относительно высоким уровнем благосостояния, умеренным, хотя и увеличивающимся, уровнем госдолга, активным докризисным развитием частного сектора, а также относительно высоким качеством человеческого капитала.
В 2021 году АКРА ожидает умеренного восстановления экономики страны (примерно на 1%) благодаря оживлению инвестиционной активности и поддержке со стороны экспорта на фоне восстановления стран — торговых партнеров Беларуси. Основными факторами риска являются очередная волна коронавируса как в Беларуси, так и в странах — основных торговых партнерах, а также возможное введение ограничительных мер, хотя до этого меры, предпринятые белорусскими властями, были минимальными. Многое будет зависеть от эффективности массовой вакцинации, которая началась только с апреля этого года. Важным фактором также будет способность ИТ-сектора далее оказывать поддержку экономическому росту страны. Товарная диверсификация экспорта будет способствовать его росту, однако географическая концентрация на российском рынке ослабит это преимущество. АКРА оценивает потенциальный рост белорусской экономики на уровне 1–1,5%, что будет ограничивать дальнейший активный рост экономики в среднесрочной перспективе.
Фактическое снижение ВВП страны в 2020 году составило 0,9%, что лучше прогноза АКРА на уровне 3–5%, однако хуже официальной оценки по состоянию на сентябрь 2020-го на уровне 0%. Относительно небольшое сокращение экономической активности связано прежде всего с отсутствием жестких ограничительных мер в стране, менее глубоким по сравнению с первоначальными ожиданиями падением экономик стран — торговых партнеров, а также относительно небольшой долей сектора услуг в ВВП. Поддержку экономике оказали ИТ-сектор и сельское хозяйство. Наиболее пострадавшими секторами стали торговля, транспорт и здравоохранение. Основным негативным фактором выступило снижение инвестиций (-8,5%), тогда как чистый экспорт оказал поддерживающее влияние благодаря значительному сокращению импорта (-11,8%).
В краткосрочной перспективе сохраняется риск превышения инфляцией целевого значения, равного 5%. В феврале 2021 года темп роста цен достиг 8,7% — максимальное значение за три последних года. Основными факторами такого роста были отмена льгот по НДС на отдельные виды товаров, сезонное повышение тарифов на услуги ЖКХ и транспорт, а также произошедшее ранее обесценение национальной валюты. Инфляционные ожидания населения остаются повышенными: почти 80% опрошенных в марте 2021 года считают, что цены будут расти с тем же темпом или еще быстрее. В 2020 году на фоне кризиса НБРБ принял решение об отсрочке на неопределенный срок перехода с таргетирования широкой денежной массы к режиму инфляционного таргетирования. Правительство вернулось к инструменту директивного кредитования, объем которого оценивается в 25% совокупного кредитного портфеля банковской системы страны. Несмотря на то что объем выданных директивных кредитов в настоящее время значительно ниже по сравнению с предыдущими кризисами, когда он превышал 50% совокупного кредитного портфеля, использование данного инструмента затрудняет проведение эффективной денежно-кредитной политики. Указанные факторы, а также меньшая предсказуемость действий денежных властей (на последнем заседании НБРБ было принято решение об отмене установленного графика заседаний на 2021 год) способствуют сохранению рисков девальвации национальной валюты.
По последней официальной оценке, дефицит сектора госуправления в 2021 году ожидается на уровне 3,4% ВВП. Планируется, что по сравнению с 2020 годом доходы увеличатся на 3,0%, а расходы — на 8,0%. Основными источниками дополнительных доходов будут в том числе индексация отдельных налоговых ставок на ожидаемый уровень инфляции, отмена льгот по НДС, установление ставки НДС на уровне 10% на лекарственные и медицинские изделия и технику. Расходы бюджета сохранят свою социальную направленность. Финансирование дефицита планируется за счет остатков на счетах и внешних заимствований примерно в равном соотношении. В связи с обострением взаимоотношений с Европой и США на фоне политических событий прошлого года основным внешним рынком для Беларуси будет российский. При этом позиция России в отношении предоставления кредитных ресурсов преимущественно в российских рублях может создавать дополнительный риск их конвертации в другую валюту. Госдолг Беларуси (прямой и гарантированный долг сектора государственного управления), по оценке АКРА, ожидается на уровне 48,4% ВВП к концу 2021 года.
По мнению Агентства, основным фактором для поддержания кредитоспособности страны и сдерживания роста ее долга в среднесрочной перспективе является наличие значительных остатков, которые были сформированы профицитами прошлых лет и размещениями еврооблигаций. АКРА оценивает объем таких остатков на уровне порядка 10% ВВП на конец 2020 года. Остатки бюджета включаются в состав золотовалютных резервов страны, поэтому их использование будет вести к снижению последних. Высокая зависимость от иностранной валюты для финансирования бюджета и экономики является структурной проблемой, связанной с формированием внутренних источников финансирования в национальной валюте, а также с созданием кривой доходностей в белорусских рублях для установления ориентира по стоимости заимствований для компаний и образования необходимых предпосылок для формирования длинных денег в экономике.
По результатам 2020 года государственный долг, включая долг регионов и госгарантии, увеличился на 7,2% ВВП и достиг 47,9%, что было в большей степени вызвано обесценением национальной валюты (на конец 2020 года только 7,6% госдолга номинировано в национальной валюте) и в меньшей — дефицитом бюджета. Бюджет сектора госуправления (республиканский бюджет, бюджеты регионов и государственного внебюджетного фонда социальной защиты) в 2020 году был исполнен с дефицитом, равным 1,7% ВВП, — лучше официальной оценки от сентября 2020 года (дефицит на уровне 4,0% ВВП) и прогноза АКРА (дефицит на уровне 5,0% ВВП). При сокращении доходов на 5,6% расходы были исполнены на 3,7%, то есть в меньшем объеме, чем планировались изначально. Дефицит был профинансирован за счет накопленных ранее остатков возврата гарантий и внешних заимствований, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов. Основным фискальным инструментом поддержки экономики выступили госгарантии, объем предоставления которых в 2020 году составил порядка 1,4% ВВП.
Сохраняются риски реализации условных обязательств, связанных с необходимостью поддержки крупных компаний и банков страны.
Совокупный объем задолженности, включая задолженность перед банками, крупнейших государственных предприятий, имеющих ограничения по самостоятельному обслуживанию долга, оценивается НБРБ в размере 14% ВВП. В связи с ослаблением спроса и обесценением национальной валюты задолженность компаний увеличилась на 19,3% по итогам 2020 года. Чистая прибыль за тот же период сократилась более чем на 43,1%, а доля средств, направляемых на обслуживание долга, составила 30,8% выручки. Таким образом, сохраняется риск роста поддержки компаний со стороны бюджета для поддержания их кредитоспособности. Фактором, ограничивающим данный риск, является политика правительства в отношении повышения эффективности деятельности госкомпаний (внедрение корпоративного управления, создание более конкурентной среды) и поддержки эффективных производств.
Рисками банковского сектора являются как снижение кредитоспособности компаний, влияющее на качество активов банковского сектора, так и отток вкладов физлиц. Для поддержки экономики банки значительно расширили кредитование нефинансового сектора — на 24,4% за 2020 год, — что стало максимальным значением за последние несколько лет. На 01.03.2021 доля необслуживаемых кредитов в активах, подверженных риску, в банках составила 5,2%, увеличившись с начала 2020 года на 0,6 п. п. Кроме того, на начало 2021 года объем реструктурированных активов составил 5,3% от всех активов, подверженных кредитному риску, увеличившись с начала 2020 года на 1 п. п. Оценить действительное качество активов пока не представляется возможным, поскольку НБРБ продлил некоторые макропруденциальные меры поддержки на 2021 год. Более того, величина необслуживаемых активов будет зависеть от темпов восстановления экономической активности.
Для сохранения устойчивости банковской системы в 2020 году государство поддержало капитализацию трех банков на сумму 1,6 млрд белорусских руб. и предоставило ликвидность в объеме порядка 4 млрд белорусских руб. (2 млрд белорусских руб. — за счет размещения средств бюджета на банковских депозитах и 2 млрд — стандартные операции НБРБ). В течение 2020 года банки формировали подушку безопасности. На конец февраля 2021 года фактически созданный специальный резерв увеличился на 23,9%, до 4,5 млрд белорусских руб., что повлекло за собой снижение прибыли. При этом нормативный капитал на 01.03.2021 достиг 13,2 млрд белорусских руб. (достаточность нормативного капитала составила 18,4%), увеличившись с начала 2020 года на 18,3%.
Банковский сектор страны в течение 2020 года пережил две волны оттока вкладов населения как в национальной, так и в иностранной валютах. Причинами нестабильности были обесценение национальной валюты и рост политической неопределенности. В результате за 2020 год банковская система Беларуси потеряла 9,6% депозитов физических лиц в национальной валюте и 22,4% — в иностранной. Для предотвращения дальнейшего оттока банки увеличили ставки по депозитам и ужесточили условия вывода средств с безотзывных депозитов. Эти меры позволили стабилизировать динамику депозитов физлиц, и в этом году наблюдается их небольшой приток. Однако АКРА отмечает, что в случае периодов повышенной волатильности национальной валюты или обострения социальной ситуации отток средств может возобновиться.
Слабая внешняя позиция, с которой Беларусь подошла к началу кризиса 2020 года, продолжила ухудшаться. За 2020 год внешний долг страны вырос на 3,5%, достигнув 42,1 млрд долл. США (70,1% ВВП). Внешний долг органов государственного управления, доля которого составляет 44% совокупного объема внешнего долга страны, за прошлый год увеличился на 8,4% и стал основным фактором роста совокупного показателя. За 2020 год резервы НБРБ сократились на 20,5%, до 7,5 млрд долл. США, главным образом по причине выплат по валютным обязательствам правительства страны и НБРБ на сумму порядка 3,9 млрд долл. США и проводимых НБРБ интервенций, направленных на поддержание курса национальной валюты.
В 2021 году резервы продолжили снижение и за первые два месяца сократились на 0,4 млрд долл. США. Поскольку объем погашения госдолга Беларуси в иностранной валюте в 2021 году оценивается в 2,0 млрд долл. США (обслуживание составит 1,2 млрд долл. США), а основной валютой внешних госзаимствований, скорее всего, может стать российский рубль, который не входит в расчет резервов, НБРБ оценивает их объем на конец 2021 года в 6,0 млрд долл. США. С учетом этого снижения коэффициенты покрытия резервами внешнего долга также снизились. Покрытие резервами совокупного внешнего долга сократилось с 23% на начало 2020 года до 18% на конец года, а долга, погашаемого в течение года, — с 56% в 2020-м до 49% в 2021-м. Таким образом, сохраняются риски рефинансирования валютного долга компаний.
Положительным фактором для внешнего сектора стало сокращение дефицита счета текущих операций относительно ожиданий. В 2020 году он составил 0,4% ВВП против ожидаемого АКРА уровня 2,5–3,5% ВВП. Этот результат был достигнут благодаря восстановлению к концу года физических объемов экспорта, которые за год снизились лишь на 0,4%, а также значительному сокращению импорта, который за прошлый год сократился на 17,7%. Основными статьями сокращения импорта стали минеральные продукты (-31,3%) на фоне падения цен на нефть, а также машины, оборудование и транспортные средства (-17%) в связи с сокращением инвестиций на 8,2%. Важным фактором поддержки внешней позиции остается профицит услуг, формируемый в основном ИТ-сектором. АКРА ожидает, что по мере восстановления экономики дефицит текущего счета увеличится до 1,5% ВВП в 2021 году.
В связи с дефицитом текущего счета ключевым фактором для Беларуси является наличие доступа к иностранной валюте для погашения внешнего долга и финансирования импорта. Ограниченный доступ к внешним рынкам, обусловленный политическими событиями прошлого года, сокращает базу кредиторов страны и способствует увеличению ее зависимости от России, которая будет выступать основным кредитором в ближайшей перспективе. Низкие объемы золотовалютных резервов Беларуси также являются фактором риска.
Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком) в целом соответствуют индексам стран СНГ и государств со схожим уровнем Индикативного кредитного рейтинга (BB+). Индекс контроля над коррупцией (Control of corruption) улучшался в стране в течение последних десяти лет и на сегодняшний день является одним из самых высоких в СНГ. Индекс качества регулирования (Regulatory quality) также растет, что в том числе говорит о положительных эффектах стимулирующей политики государства для развития частного сектора. Однако Агентство не исключает, что рост политической активности в стране после прошедших президентских выборов может привести к переносу сроков начала реализации структурных реформ. Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).
Результаты применения суверенной модели
В базовой части рейтинговой модели Индикативный кредитный рейтинг Республики Беларусь определяется на уровне ВВ.
Отрицательные корректировки в коррекционной части модели, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- условные обязательства и риск их реализации;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- доступ к рынку и источники фондирования;
- устойчивость внешнего долга;
- политическая нестабильность и недавние политические решения.
С учетом указанных выше корректировок Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается на две ступени и определяется на уровне B+. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне B+.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.
- Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.
- Снижение риска реализации условных обязательств благодаря эффективным структурным реформам в государственном секторе.
- Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Больший по сравнению с ожидаемым и устойчивый дефицит сектора госуправления.
- Увеличение государственного долга при сохранении высокой доли валютного долга.
- Существенное увеличение доли краткосрочного государственного долга.
- Сохранение неблагоприятной внешней конъюнктуры или ее ухудшение, способное оказать давление на национальную валюту.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, информации предоставленной Республикой Беларусь, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.