Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) обусловлен высоким уровнем системной значимости Компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства (согласно методологии АКРА).
Операционный риск-профиль КАМАЗа характеризуется сильной рыночной позицией (доля Компании на внутреннем рынке грузовых автомобилей составила 48% в 2020-м против 44% в 2019-м) и хорошей географической диверсификацией. Несмотря на серьезные ограничения на ведение экспортных операций в прошлом году на фоне пандемии коронавируса и трансграничных ограничений и на связанное с этим падение объема экспортных продаж грузового автотранспорта, в первом квартале 2021 года наблюдались хорошие темпы восстановления объемов экспортных продаж Компании. КАМАЗ отличается хорошим уровнем корпоративного управления. Финансовый риск-профиль Компании характеризуется очень сильной ликвидностью, которая поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям, умеренным уровнем покрытия процентных платежей, средним размером бизнеса и умеренной рентабельностью. Основными ограничивающими кредитный рейтинг факторами являются очень высокое отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей (рост долговой нагрузки в 2018–2019 годах был в том числе связан с привлечением долга под финансирование лизинга) и низкая рентабельность свободного денежного потока, обусловленная прохождением пика инвестиционных вложений. Изменение прогноза на «Стабильный» обусловлено успешным прохождением кризисного периода 2020 года, а также ожиданиями восстановления рынка в 2021–2023 годах и дальнейшего укрепления позиций Компании на рынке грузового автотранспорта.
КАМАЗ — лидирующая компания на российском рынке грузовых автомобилей. В 2020 году доля КАМАЗа в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн составила 48%, в том числе на рынке шасси и спецтехники — 62%, самосвалов — 46%, бортовых автомобилей — 79%, седельных тягачей — 33% (в том числе магистральных седельных тягачей — 30%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Системная значимость КАМАЗа и степень влияния государства на Компанию оцениваются как высокие. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важном для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, автомобильная отрасль обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов — одно рабочее место в данном секторе создает от десяти и более рабочих мест в смежных отраслях. КАМАЗ относится к градообразующим предприятиям. Компания на постоянной основе получает очень сильную прямую поддержку от государства в виде льготных займов, льгот по налогу на имущество, софинансирования НИОКР, государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, льготного финансирования экспортных контрактов и т. д.
Итоги 2020 года. В кризисном 2020 году снижение объемов продаж на российском рынке грузовых автомобилей (грузоподъемностью свыше 14 тонн) оказалось незначительным в сравнении с предыдущим кризисами — объем рынка в физическом выражении сократился с 63 до 59 тыс. шт. (что стало возможным в том числе благодаря мерам государственной поддержки потребителей). Вместе с этим ослабление курса рубля, а также изменение структуры продаж в пользу роста доли продаж автомобилей новых поколений К-4 и К-5 привели к увеличению средней цены реализуемых Компанией грузовых автомобилей более чем на 8%. При этом благодаря своевременно принятым мерам по борьбе с пандемией Компании удалось избежать длительных простоев, что усилило преимущества КАМАЗа перед европейскими производителями и позволило нарастить долю рынка с 44 до 48%.
Средние оценки долговой нагрузки и обслуживания долга. В связи со значительной долей долга, привлеченного для финансирования лизинга, АКРА учитывает доходы от лизинга в составе FFO при расчете показателей долговой нагрузки и обслуживания долга. Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2018 по 2023 год составит, по оценкам АКРА, 5,8х. Очень высокое значение этого показателя при оценке долговой нагрузки компенсируется очень высокой качественной оценкой долга (он имеет очень высокую дюрацию, так как погашение порядка 40% долга приходится на период после 2029 года) и наличием госгарантий по значительной части долгового портфеля. Кроме того, АКРА учитывает средний показатель отношения общего долга Компании к капиталу (средневзвешенный за 2018–2023 годы показатель составит 1,5х). По значительной части долга предусмотрены государственные субсидии по процентным платежам (от 70 до 90% ключевой ставки), а также льготные процентные ставки по ряду займов, благодаря чему средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (за вычетом субсидий) в период с 2018 по 2023 год составит 2,5х.
Очень сильная ликвидность поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах Компании, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям. Данные источники более чем на 100% покрывают объем погашения долга вплоть до 2029 года. Качественная оценка ликвидности также определяется как очень высокая благодаря комфортному графику погашения долговых обязательств в среднесрочной перспективе и диверсифицированным источникам финансирования.
Средний уровень денежного потока Компании определяется значительным объемом капитальных вложений, в основном направляемых на приобретение основных средств. В то же время, если темпы восстановления бизнеса окажутся ниже ожидаемых, то объем капитальных вложений может скорректирован в сторону уменьшения. При оценке денежного потока АКРА учитывает запланированную государственную поддержку для финансирования инвестиций Компании на период с 2021 по 2023 год и для снижения долговой нагрузки. Агентство оценивает средневзвешенную рентабельность Компании по FCF на уровне от -0,2% за период с 2018 по 2023 год при средневзвешенном отношении капитальных расходов к выручке на уровне 5,2%.
Ключевые допущения
- сохранение высокого уровня постоянной господдержки;
- рост продаж на внутреннем рынке автомобилей КАМАЗ грузоподъемностью свыше 8 тонн с 32,7 тыс. шт. в 2020-м до 39,4 тыс. шт. в 2023-м;
- успешная реализация экспортной стратегии Компании, рост экспортных продаж грузовых автомобилей и сборочных комплектов до 8,4 тыс. к 2023-му году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение средневзвешенного отношения общий долг/FFO до чистых процентных платежей ниже 5,0х;
- рост средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи выше 5,0х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня постоянной поддержки со стороны государства;
- снижение объема продаж Компании ежегодно на 10% по сравнению с прогнозными уровнями на 2020, 2021 и 2022 годы.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Поддержка: государство — ОСК+3.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-07, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-08, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-09, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-10, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-11, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П01, срок погашения — 04.02.2022, объем выпуска — 7 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П02, срок погашения — 25.03.2022, объем выпуска — 6 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П03, срок погашения — 10.06.2022, объем выпуска — 7 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П04, срок погашения — 06.07.2022, объем выпуска — 3 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П05, срок погашения — 19.10.2022, объем выпуска — 5 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П06, срок погашения — 19.08.2021, объем выпуска — 1,999 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия БО-П07, срок погашения — 07.06.2023, объем выпуска — 3 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПАО «КАМАЗ». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий БО-П01, БО-П02, БО-П03, БО-П04, БО-П05, БО-П06 и БО-П07 приравнивается к кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ» — А+(RU).
По выпускам эмиссий серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 предусмотрена государственная гарантия на основную сумму долга, в связи с чем АКРА относит данный вид обязательств к I категории возмещения потерь, что подразумевает повышающую корректировку кредитного рейтинга эмиссий на одну ступень относительно кредитного рейтинга ПАО «КАМАЗ» — до уровня AА-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «КАМАЗ» и облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» был опубликован 23.04.2018, кредитный рейтинг выпусков серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 — 14.05.2018, кредитный рейтинг выпуска БО-П01 — 08.02.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П02 — 29.03.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П03 — 13.06.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П04 — 10.07.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П05 — 23.10.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П06 — 20.04.2020, кредитный рейтинг выпуска БО-П07 — 10.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных
ПАО «КАМАЗ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «КАМАЗ» принимало участие в процессе их присвоения.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ПАО «КАМАЗ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.