Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки, плавным графиком погашения долга и высокой долей капитальных расходов. Рейтинг сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 570 млрд руб. (порядка 0,6% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, в 2020 году показатель составил 590 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Возросшие расходы были профинансированы за счет дополнительных безвозмездных поступлений. По итогам 2020 года доходы бюджета Региона составили 73,3 млрд руб., что на 14% выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) выросли только на 2% за аналогичный период, а поступления по налогу на прибыль (НП) сократились на 7%. Снижение поступлений по НП было полностью компенсировано приростом поступлений по налогам на товары и услуги, которые увеличились на 32% относительно 2019 года из-за изменения пропорций распределения акцизов. Поступления по НДФЛ за 2020 год выросли на 6% в сравнении с предыдущим годом. Наряду с этим безвозмездные поступления в региональный бюджет возросли на 53% до 23,8 млрд руб. по итогам 2020 года, в том числе дотации увеличились более чем в два раза (с 2,7 до 6,0 млрд руб.), что является наибольшим значением для Области за весь анализируемый период. Расходы бюджета Липецкой области увеличились в 2020 году на 9% (в среднем по стране — на 15%). За прошедший год расходы на здравоохранение увеличились практически в полтора раза, а расходы на социальную политику — почти на четверть. Дефицит бюджета Области составил 0,6 млрд руб. (немногим более 1% ННД).

Закон об областном бюджете1 предусматривает рост ННД на 4% в 2021 году относительно показателя 2020–го, при этом совокупные доходы бюджета снизятся на 7% до 68,3 млрд руб. из-за сокращения объемов безвозмездных поступлений на 29%. Плановые расходы бюджета сохранятся по итогам 2021 года на уровне предыдущего года, однако расходы на здравоохранение планируется сократить более чем на треть. В целом наибольшее сокращение придется на капитальные расходы Области, которые планируется снизить на 7% по отношению к 2020 году, при небольшом увеличении объема текущих расходов. Планируемый дефицит достигнет 10% ННД и будет профинансирован за счет свободной ликвидности Региона и привлечения долга. По прогнозам АКРА, в 2021 году дефицит бюджета не превысит 15% ННД.

Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2017–2021 годах составит порядка 13%, что соответствует умеренно высокому уровню по методологии АКРА. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достичь -4%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов Липецкой области для покрытия ее текущих расходов, но при этом указывают на растущую потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Усредненная доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой (76% в 2017–2021 годах). Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне 25%, что соответствует высокой гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА.


1 Закон Липецкой области от 18.12.2020 № 470-ОЗ (ред. от 15.03.2021) «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. По итогам 2020 года государственный долг Липецкой области вырос на 7% и на 01.01.2021 составлял 13,5 млрд руб. Долг Региона на 47% был представлен облигациями, на 45% — бюджетными кредитами, порядка 7% составляли банковские кредиты, менее 1% приходилось на гарантии Области. График погашения долга сбалансирован,
а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. По состоянию на начало года Области предстояло выплачивать не более 19% совокупного долга ежегодно
в ближайшие пять лет. В течение 2021 года Региону предстояло погасить или рефинансировать 12% долга (1,6 млрд руб.). Область не привлекала в конце 2020 года бюджетный кредит, предоставленный субъектам дополнительно для рефинансирования бюджетного кредита на пополнение остатков средств.

По состоянию на 01.04.2021 долг Региона увеличился на 0,5 млрд руб. на фоне привлечения короткого кредита Управления Федерального казначейства (УФК) в объеме 1,5 млрд руб., которым были рефинансированы банковские кредиты Области с погашением в 2022 году. В этой связи в 2021 году Региону предстоит погасить 22% долга (3,1 млрд руб.).

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона составляло 21%, что, согласно методологии АКРА, относится к низкому уровню долговой нагрузки. По оценкам Агентства, этот показатель может вырасти до 27% по итогам 2021 года в связи с прогнозным объемом дефицита и возможным снижением доходной части бюджета, при этом долговая нагрузка останется на низком уровне. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Накопленная ликвидность позволит частично профинансировать возможный дефицит бюджета. На 01.01.2021 остатки на счетах составляли 4,7 млрд руб. С начала 2020 года остатки на счетах на конец месяца покрывали порядка 85% ежемесячных расходов бюджета. Однако свободная ликвидность Региона практически в полном объеме может быть использована к концу текущего года для финансирования возможного дефицита.

Липецкая область использует кредиты УФК. На начало 2021 года у Области было три открытых, но неиспользованных кредитных линии сроком более одного года и общим объемом 2,1 млрд руб.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического сектора составил 36% в 2017–2020 годах. Крупнейшим налогоплательщиком Области исторически является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.

В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 81% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 год, однако в 2020–м она увеличилась до 4,3%. За период с 2017 по 2020 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,0.

Ключевые допущения

  • снижение совокупных доходов бюджета на 10% в 2021 году;
  • сокращение капитальных расходов в соответствии с плановыми параметрами;
  • дефицит бюджета не выше 15% ННД Региона;
  • рост долга в 2021 году не более чем на 21% относительно 2020 года;
  • использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение текущего уровня ликвидности бюджета;
  • исполнение бюджета без дефицита по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение операционной эффективности бюджета до значений ниже 10% в совокупности с увеличением потребности в привлечении долгового финансирования;
  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU).

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.