Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. В 2019 году валовый региональный продукт (ВРП) Округа составил порядка 3,3% совокупного ВРП субъектов РФ, а население — примерно 0,4% населения страны.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Дефицит бюджета, вызванный снижением налоговых поступлений и приростом расходов, был профинансирован за счет остатков на счетах. В 2020 году окружной бюджет был исполнен с дефицитом в размере 21% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). ННД снизились на 18%, что совокупно со значительным приростом расходов (на 18%) привело к дефициту бюджета.

Дефицит был полностью профинансирован за счет остатков на счетах. Основное влияние на динамику ННД оказало снижение поступлений по налогу на прибыль организаций: в 2020 году они сократились на 46% относительно предыдущего года. Снижение поступлений по налогу на прибыль было главным образом обусловлено сокращением поступлений от добывающей отрасли, а также осуществлением в 2019 году разовых выплат. Однако поступления по НДФЛ и налогам на имущество за указанный период выросли на 13 и 2% соответственно.

Закон об окружном бюджете на текущий год2 предусматривает в 2021 году незначительное увеличение ННД относительно предыдущего года — на 1%. Основной рост планируется по налогу на прибыль организаций и по налогам на имущество (на 14 и 4% соответственно). Ожидаемое снижение поступлений по НДФЛ (на 12%) вызвано увеличением передаваемых в местные бюджеты объемов поступлений по указанному налогу. В то же время за три первых месяца 2021 года поступления от данного налога выросли на 5% относительно показателя аналогичного периода прошлого года.

Рост совокупных расходов в 2021 году составит 3%, что приведет к исполнению бюджета с дефицитом на уровне 30% ожидаемых ННД.

В совокупном объеме доходов (без учета субвенций) подавляющую часть составляют собственные доходы: в 2017–2021 годах усредненное3 соотношение ННД и совокупных доходов (без учета субвенций) будет равно 95%. В структуре ННД бюджета Региона преобладают налоги на имущество, которые в 2017–2021 годах в среднем составят 39%, налог на прибыль организаций — 37% и НДФЛ — 20%.


2 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.11.2020 № 125-ЗАО «Об окружном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 26.11.2020).
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2017–2021 годы составит 22%. Однако отношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020 году стало отрицательным, и в 2021 году ожидается продолжение этой тенденции. В связи с этим текущие расходы ЯНАО в полной мере обеспечены доходной частью бюджета, но для финансирования капитальных расходов необходимо использовать накопленные остатки на счетах и/или привлекать внешнее финансирование.

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2017–2021 годах составит 29%. Более 90% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.

Минимальный уровень долговой нагрузки. По итогам 2020 года отношение долга к текущим доходам сократилось на 2 п. п. и составило 5,3%. На конец 2021 года, в соответствии с законом об окружном бюджете на текущий год, ожидается рост данного соотношения до 11,6%, однако уровень долговой нагрузки останется минимальным.

Долговой портфель Региона по состоянию на 01.01.2021 был представлен облигациями (70%) и государственными гарантиями (30%) и составлял 10 млрд руб. По состоянию на 01.04.2021 объем и структура государственного долга Округа практически не изменились (сокращение на 104 млн руб. в части государственных гарантий). Риск рефинансирования долга минимален.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета (соотношение усредненных за 2017–2021 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций составит 0,6%). В 2020 году размер процентных доходов более чем в 2,7 раза превысил процентные расходы ЯНАО.

Долговая нагрузка муниципальных образований в 2016–2019 годах находилась на стабильно низком уровне. На конец 2020 года государственный долг муниципальных образований Округа был полностью погашен.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. ЯНАО обладает значительным объемом средств на счетах бюджета и депозитах, который по состоянию на 01.04.2021 в 4,9 раза превышает объем совокупного долга и в 2,4 — среднемесячные расходы бюджета за 2020 год.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 80% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2019 году Регион занимал второе место среди субъектов РФ по данному показателю, в 2016–2019 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в 8,9 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2016–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 5 раз до 6,1 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2020 году был ниже среднероссийского показателя и составил 2,4%.

Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих, по оценке Округа, порядка 70% налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 2020 год 82% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет и только 18% поступило в консолидированный бюджет Округа. За этот же период вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджет РФ составил 19% (второе место среди российских регионов).

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей на высоком уровне;
  • рост ННД в 2021 году на 1% по сравнению с 2020–м;
  • рост совокупных расходов на 3% по сравнению с 2020-м;
  • сокращение запланированных расходов бюджета при снижении поступлений ННД;
  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета наряду с долгосрочными финансовыми инструментами.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;
  • снижение ННД в 2021 году более чем на 17% по сравнению с 2020-м, не сопровождающееся сокращением расходов;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и  Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018.  Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Максим Першин
Эксперт, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.