Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.

Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,7% населения страны и создается примерно 5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. В 2020 году соотношение долга Города и его текущих доходов (по методологии АКРА) увеличилось с 5 до 13%. Это было обусловлено необходимостью финансирования дефицита бюджета в размере 40 млрд руб., сформировавшегося из-за роста (на 9%) расходов на реализацию мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией. На конец 2021 года соотношение может увеличиться до 27% из-за предусмотренного законом о городском бюджете привлечения новых заимствований для финансирования дефицита. Данный показатель соответствует низкому уровню долговой нагрузки. АКРА ожидает, что в 2021–2023 годах долговая нагрузка Города останется на уровне менее 50% ННД. По состоянию на 01.04.2021 долг представлен исключительно облигационными займами с погашением в 2022–2028 годах. Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах и посредством операций РЕПО под залог облигаций федерального займа и облигаций Города. На 01.04.2021 временно свободные средства городского бюджета были сопоставимы со среднемесячными бюджетными расходами в 2020 году.

Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2017 по 2021 год усредненное1 соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит 97%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне 18%. В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%. Эти показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.


 1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель на 30–50%. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2017–2020 годах не превышает 16%. Безработица находится на стабильно низком уровне и в указанном периоде (с 2017 по 2020 год) не превышала 3%. Среднемесячная заработная плата в 2020-м превысила городской прожиточный минимум в пять раз.

Ключевые допущения

  • рост ННД Города в 2021 году на 1% по сравнению с 2020-м;
  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом не выше 15% ННД;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение консервативной долговой политики;
  • сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов Города;
  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.