Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки в сочетании с плавным графиком погашения долга и высокой долей капитальных расходов. Рейтинг сдерживается показателями экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, зависимостью доходов от доминирующей отрасли, а также возрастающей потребностью бюджета в привлечении долгового финансирования.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 1 546 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Значительный дефицит бюджета сформировался из-за существенного прироста расходов. По итогам 2020 года доходы бюджета Региона составили 198,0 млрд руб., что на 13% выше показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 6% за аналогичный период, в том числе поступления по налогу на прибыль (НП) уменьшились на 15%. Снижение поступлений по НП было отчасти обусловлено снижением спроса на продукцию металлопромышленного комплекса в первой половине 2020 года. При этом безвозмездные поступления в региональный бюджет по итогам 2020 года возросли на 80%, до 70,3 млрд руб., что является наибольшим значением для Области за весь анализируемый период. Расходы бюджета Челябинской области увеличились в 2020 году на 29% (в среднем по стране — на 15%) и достигли 227,5 млрд руб. За прошедший год расходы регионального бюджета на здравоохранение увеличились почти в два раза. Дефицит бюджета Области с учетом средств, направленных на устранение последствий распространения коронавирусной инфекции, составил 29,5 млрд руб. (порядка 23% ННД). Большая часть дефицита была профинансирована за счет свободной ликвидности, тем не менее Области пришлось привлечь новые заимствования для финансирования оставшейся части дефицита.
По уточненному плану Области к закону об областном бюджете1 в 2021 году предусмотрен рост ННД на 9% относительно показателя 2020-го, при этом совокупные доходы бюджета снизятся на 5%, до 189,0 млрд руб., из-за сокращения объемов безвозмездных поступлений на 29%, в связи с чем расходы бюджета планируется сократить по итогам 2021 года на 7%. Планируемый дефицит бюджета достигнет 16% ННД и будет профинансирован за счет привлечения долга.
1 Закон Челябинской области от 28.12.2020 № 294-ЗО (ред. от 02.03.2021) «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
По итогам первых трех месяцев текущего года доходы Области выросли на 28,2% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. При этом налог на прибыль увеличился на 75,3%. Объем безвозмездных поступлений также на 28,2% превысил прошлогодний уровень. Расходная часть бюджета увеличилась на 17,6%. Профицит бюджета за первые три месяца 2021 года составил 8,4 млрд руб. (3,8 млрд годом ранее).
Усредненное2 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2017–2021 годах составит порядка 18%, что соответствует умеренно высокому уровню по методологии АКРА. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может достичь -7%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов Челябинской области для покрытия ее текущих расходов, но при этом указывают на растущую потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.
Усредненная доля собственных доходов в бюджете Области остается умеренно высокой (79% в 2017–2021 годах). Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период оценивается на уровне 31%, что соответствует высокой гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА.
Долговая нагрузка сохранилась на низком уровне, несмотря на значительный прирост долга. По итогам 2020 года государственный долг Челябинской области вырос на 61% вследствие финансирования дефицита бюджета и на 01.01.2021 был равен 25,7 млрд руб. Долг Региона на 55% был представлен бюджетными кредитами, на 27% — облигациями, порядка 18% составляли гарантии Области. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. Максимальный объем погашения в ближайшие пять лет приходится на 2021 год и составляет 22% совокупного долга Области на 01.01.2021, включая привлеченный в конце 2020 года бюджетный кредит для рефинансирования бюджетного кредита на пополнение остатков средств.
По состоянию на 01.04.2021 график погашения долга практически не изменился, а абсолютная величина долга Региона сократилась на 0,1 млрд руб. из-за истечения части его гарантий.
На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Региона составляло 15%, что, согласно методологии АКРА, соответствует низкому уровню долговой нагрузки. Годом ранее указанный показатель составлял 10%. По оценкам Агентства, долговая нагрузка может вырасти до 28% по итогам 2021 года в связи с финансированием планового объема дефицита, при этом она все равно останется на низком уровне. Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2017–2021 годы уровень процентных расходов не превысит 0,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Накопленная ликвидность позволила профинансировать дефицит бюджета по итогам года. На 01.01.2021 остатки на счетах Региона были незначительными. Основная часть накопленных средств была использована для финансирования дефицита 2020 года, вызванного значительным ростом расходов и снижением ННД вследствие ухудшения экономической ситуации, что также позволило нарастить долг в меньшем объеме. С начала 2020 года остатки на счетах на конец месяца покрывали порядка 88% ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.04.2021 свободная ликвидность Области значительно увеличилась относительно начала года.
Челябинская область размещала депозиты до декабря 2020 года. Краткосрочный кредит Управления Федерального казначейства привлекался в декабре прошлого года и был рефинансирован бюджетным кредитом. На начало 2021 года у Области не было открытых, но неиспользованных кредитных линий сроком более одного года.
Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, более 30% налоговых поступлений Области может приходиться на металлообрабатывающие отрасли. По итогам 2020 года 12 из 20 крупнейших по выручке предприятий Области относились к сферам деятельности, связанным с металлургическим комплексом. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК». В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 71% от среднестранового уровня. Усредненный уровень безработицы за период 2017–2020 годов был равен 6,2%. При этом по итогам 2020 года уровень безработицы (по методологии МОТ) по Области составил 6,8%. Среднемесячная заработная плата в 2020 году превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза.
Ключевые допущения
- прирост собственных доходов бюджета и снижение расходов в соответствии с уточненным планом Области;
- дефицит бюджета (с учетом средств, направленных на устранение последствий пандемии коронавируса) не выше 16% ННД Региона;
- рост долга в 2021 году не более чем в два раза относительно 2020 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- постепенный рост накопленной ликвидности бюджета до показателей середины 2020 года;
- исполнение бюджета без дефицита по итогам года;
- снижение потребности в привлечении долгового финансирования.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост расходной части бюджета без одновременного увеличения доходной части;
- увеличение потребности в привлечении долгового финансирования;
- увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
- отсутствие свободной ликвидности на счетах бюджета.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АА(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61); срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79); срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.