Кредитный рейтинг АО «Теплоэнергия» (далее — «Теплоэнергия», Компания) обусловлен очень сильной рыночной позицией Компании, связанной с монопольным положением в ряде районов города Якутска, низкой оценкой бизнес-профиля, умеренной долговой нагрузкой, приемлемым уровнем обслуживания долга и умеренной рентабельностью, а также адекватной позицией по ликвидности.
«Теплоэнергия» — региональная компания по производству и транспортировке тепловой энергии на территории городского округа «город Якутск» (далее — ГО «город Якутск»). Единственным акционером Компании является Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень сильная рыночная позиция. Компания обеспечивает теплом потребителей ряда районов ГО «город Якутск», где занимает долю рынка, равную 18,4%. Другим крупным производителем тепла в ГО «город Якутск» является ПАО «Якутскэнерго» (входит в группу «РусГидро»). АКРА отмечает, что зоны теплоснабжения между этими двумя компаниями разделены, поэтому конкуренция за потребителя отсутствует. Из-за технических ограничений смена поставщика тепловых ресурсов является практически невозможной. В силу своих географических особенностей ГО «город Якутск» характеризуется экстремально низкими температурными условиями в течение большей части календарного года, поэтому обеспечение теплом населения является приоритетной задачей для местных властей. В этой связи ГО «город Якутск» регулярно оказывает Компании поддержку для обеспечения ее бесперебойного функционирования. Так, в 2015–2018 годах объем государственной поддержки составил 0,7 млрд руб. в виде субсидий и докапитализации (без учета субсидий на выравнивание уровня тарифа).
Низкая оценка бизнес-профиля. Регуляторный риск оценивается как высокий: несмотря на применение базового правила формирования тарифа («затраты плюс»), расчет затрат подвергается ежегодной корректировке в зависимости от внешних факторов. В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно производится корректировка тарифа с учетом отклонения фактических значений параметров его расчета от планировавшихся, а также изменений плановых показателей на очередные периоды. В связи с суровыми климатическими условиями и, как следствие, длительным отопительным периодом себестоимость производства и поставки тепловой энергии на территории Республики Саха (Якутия), включая ГО «город Якутск», выше, чем в других регионах РФ. Размер экономически обоснованного тарифа превышает прожиточный минимум в ГО «город Якутск», поэтому для населения устанавливается льготный тариф, который на 40–50% меньше экономически обоснованного. Разница возмещается Компании в виде субсидии из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). При этом существует риск недополучения необходимого размера субсидий на покрытие расходов в связи с распространенной практикой сдерживания роста тарифов, в рамках которой регулирующий орган ограничивает включение части затрат, понесенных Компанией, в тарифную базу или завышает плановое потребление энергоресурса. В прошлом году Компания недополучила субсидии за второе полугодие 2020 года, что отразилось на ее годовых финансовых показателях и привело к ухудшению позиции по ликвидности. На текущую дату задолженность бюджета перед Компанией по выплате субсидии практически погашена.
Сбытовой риск также оценивается как высокий. Бизнес Компании с 2017 года характеризуется адекватным уровнем собираемости платежей (более 90%), тем не менее имеется просроченная задолженность по неплатежам прошлых лет. В совокупности по результатам 2020 года объем просроченной более чем на три месяца дебиторской задолженности покупателей составил 32,3% от выручки.
Основные средства Компании характеризуются существенным износом (40–70%). Инвестиционная программа на 2017–2022 годы, направленная на улучшение состояния производственных активов, оценивается АКРА как адекватная. Тем не менее ограничение на рост тарифов является сдерживающим фактором для осуществления более масштабных капитальных вложений, которые позволили бы произвести обновление сетей в более короткие сроки и таким образом существенно сократить потери тепла при передаче, а также снизить аварийность на теплосетях.
Умеренный операционный профиль. Тарифы, устанавливаемые для Компании, являются одними из самых высоких в ГО «город Якутск», что связано с необходимостью компенсации потерь в тепловых сетях, а также обширными инвестиционными обязательствами «Теплоэнергии», направленными в том числе на снижение таких потерь.
АКРА оценивает уровень корпоративного управления «Теплоэнергии» ниже среднего. В Компании отсутствует система риск-менеджмента, а основные вопросы выносятся на рассмотрение совета директоров, в который входят пять человек (все, кроме генерального директора, являются представителями администрации ГО «город Якутск»).
Финансовая прозрачность «Теплоэнергии» находится на низком уровне. У Компании отсутствует отчетность по МСФО, однако отчетность по РСБУ регулярно размещается на сайте.
Свободный денежный поток и рентабельность на отрицательном уровне. В 2020 году свободный денежный поток (FCF) Компании стал отрицательным и составил -104,5 млн руб. (в 2019 году — 48 млн руб.). Снижение FCF в 2020-м обусловлено неполучением субсидии в полном объеме и капитальными вложениями. АКРА ожидает, что по итогам 2021 года значение FCF будет также отрицательным (-105 млн руб.) в связи с финансированием Компанией ее инвестиционной программы. По расчетам Агентства, далее показатель FCF Компании выйдет в положительную зону.
Рентабельность Компании по FFO до выплаты процентов и налогов в 2020 году также имела отрицательное значение (в 2019-м — 6%). Снижение рентабельности обусловлено в основном неполучением субсидии в полном объеме. АКРА ожидает, что в дальнейшем рентабельность выйдет в положительную зону.
Умеренный уровень долговой нагрузки. По состоянию на 02.04.2021 объем долгового портфеля Компании составлял 175,9 млн руб. Долговой портфель Компании представлен единственным долгосрочным рублевым банковским кредитом с окончательным сроком погашения в 2025 году. По оценкам АКРА, в 2021 году ожидается увеличение общего долга Компании до усредненного годового показателя в 281 млн руб. (1,2х FFO до чистых процентных платежей) в связи с необходимостью финансирования инвестиционной программы. После 2021 года прогнозируется планомерное снижение долговой нагрузки до 72,5 млн руб. в 2023 году (0,35х FFO до чистых процентных платежей).
Коэффициент обслуживания долга (FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) по результатам 2020 года имел отрицательное значение. В дальнейшем, по мере погашения долга, его значение будет расти.
Адекватная позиция по ликвидности обусловлена комфортным графиком погашения долга в 2021–2025 годах. Дополнительную поддержку ликвидности оказывает объем денежных средств на счетах «Теплоэнергии», равный 2,3 млн руб. по состоянию на 02.04.2021, и на депозитах Компании, составляющий 60 млн руб. Снижение позиции по ликвидности обусловлено неполучением в полном объеме субсидии в 2020 году.
Ключевые допущения
- в период с 2022 по 2023 год средний темп индексации тарифов и средний темп инфляции составят 4 и 3,6% соответственно;
- реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;
- ежегодное получение Компанией субсидии в соответствии с заявленными сроками и объемами.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение регуляторных рисков за счет внедрения долгосрочных и прозрачных принципов тарифного регулирования;
- рост объема FCF;
- рост рентабельности бизнеса Компании до 15% FFO до выплаты процентов и налогов с одновременным снижением долговой нагрузки до 2х (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост общего долга выше 5,0х FFO до чистых процентных платежей при одновременном ухудшении структуры долга либо падение покрытия процентных платежей ниже 2,0х;
- падение рентабельности по FFO до процентов и налогов ниже 2%;
- неполучение Компанией субсидии в соответствии с заявленными сроками и объемами.
Компоненты рейтинга
ОСК: bbb.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг АО «Теплоэнергия» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АО «Теплоэнергия» был опубликован АКРА 12.05.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «Теплоэнергия» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Теплоэнергия», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Теплоэнергия» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АО «Теплоэнергия» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.