Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, низким риском рефинансирования долговых обязательств Края в среднесрочной перспективе, стабильными бюджетными показателями, умеренно высокой диверсификацией налоговых доходов и высоким уровнем собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития.

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при минимальном риске рефинансирования долговых обязательств. На конец 2020 года долг Края составил 33% его текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными кредитами (71% долговых обязательств Края) и облигациями (29%). По оценкам АКРА, на конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Региона составит порядка 35%; данный показатель говорит об умеренно низком уровне долговой нагрузки Региона. Текущий (на 01.04.2021) график погашения долга свидетельствует о минимальном риске его рефинансирования: в 2021–2023 годах ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 15% текущего объема долга. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Края (усредненный уровень1 процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и размещает временно свободные средства на банковских депозитах. На 01.04.2021 остатки на счетах по учету средств краевого бюджета превысили его среднемесячные расходы в 2020 году в 1,3 раза.

Стабильные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Края (без учета субвенций) в 2017–2021 годах составит порядка 81%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 1%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2017–2021 годах составят 14% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Капитальные расходы финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета.

В 2020 году краевой бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2% ННД. Расходы увеличились на 21% по сравнению с 2019-м. Доходы краевого бюджета выросли на 8% за счет увеличения трансфертов почти вдвое, что позволило компенсировать снижение ННД на 10%. Закон о краевом бюджете на 2021 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом порядка 9% ННД, основным источником финансирования которого будут остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.

Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что связано с особенностями налогового законодательства и с присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценке АКРА, в 2017–2020 годах формировали порядка 13 и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (70% в 2019 году). Безработица в Крае снизилась с 6,0% в 2015 году до 4,8% в 2019-м, в 2020 году показатель увеличился до 5,7%. В 2019 году среднемесячная заработная плата в Регионе втрое превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения).

Ключевые допущения

  • увеличение ННД в 2021 году на 3% по сравнению с уровнем 2020 года;
  • сокращение расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • сохранение высокого уровня собственной ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение соотношения долга и текущих доходов Края до уровня ниже 30%;
  • рост гибкости расходов бюджета;
  • сокращение отставания экономических показателей Региона от среднестрановых уровней.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
  • рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 50%;
  • снижение капитальных расходов краевого бюджета до уровня ниже 10%;
  • значительное снижение уровня ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.