Кредитный рейтинг Томска (далее — Томск, Город) обусловлен стабильными показателями городской экономики, ограниченными возможностями по управлению доходной базой бюджета Города и умеренно низким уровнем долговой нагрузки. Поддержку кредитному рейтингу оказывает возросший уровень доступной ликвидности. Рейтинг ограничен зависимостью доходной части городского бюджета от трансфертов из бюджета Томской области, собственные доходы которой зависят от конъюнктуры на рынке углеводородного сырья, и возрастающей потребностью в привлечении долгового финансирования.

Томск является административным центром Томской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2020 году составило 590 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Томской области ежегодно составляет порядка 30%.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Образовавшийся по итогам прошлого года дефицит был профинансирован за счет выпуска облигаций. По итогам 2020 года доходы бюджета Города составили 16,6 млрд руб., что на 10% ниже показателя 2019 года. При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) сократились на 4%, что составляет порядка одной шестой от общего падения доходов бюджета Томска. Основной причиной снижения ННД стало падение объема поступлений по налогу на имущество физических лиц более чем в четыре раза по итогам минувшего года, вызванное возвратами по данному виду налога вследствие перерасчета. Вместе с тем поступления по НДФЛ — основной источник доходов Города — увеличились на 8% по сравнению с показателем 2019-го.  Наряду с этим безвозмездные поступления из вышестоящего бюджета Томской области по итогам 2020 года сократились на 14% и составили 9,6 млрд руб., в том числе субсидии снизились практически вдвое. Расходы бюджета Томска в 2020 году составили 17,0 млрд руб., сократившись на 8% относительно уровня предыдущего года. Наибольшее снижение в абсолютном выражении (-1,2 млрд руб.) показали расходы Города по статье «Образование». Дефицит бюджета Томска составил 441 млн руб. (6% ННД) и был полностью профинансирован за счет выпуска облигаций.

Согласно уточненному плану по состоянию на 01.05.2021, совокупные доходы бюджета Города ожидаются в 2021 году на уровне 18,8 млрд руб. (рост на 14% относительно фактических поступлений 2020 года). При этом по ННД запланирован рост на 4% в годовом сопоставлении, по безвозмездным поступлениям — на 20%. Вместе с тем также ожидается значительное увеличение расходов — на 17%.  Ожидается, что текущие расходы возрастут на 8%, а капитальные — более чем в полтора раза. По итогам 2021 года дефицит бюджета Томска планируется на уровне 1,1 млрд руб. (15% ННД; рассчитан до вычета остатков на счетах бюджета и расходов на ликвидацию последствий пандемии коронавируса) и будет профинансирован по большей части за счет привлечения заемных средств.

АКРА полагает, что по итогам 2021 года доходы бюджета Города могут вырасти не так значительно относительно уровня предыдущего года, как предполагает Решение о бюджете. В таком случае при исполнении запланированного объема расходов дефицит бюджета также возрастет. Его финансирование будет обеспечено в основном за счет привлечения кредитных ресурсов и размещения ценных бумаг, а также частично за счет остатков на счетах, при этом долговая нагрузка Томска останется на умеренно низком уровне.

Модифицированный бюджетный дефицит Города отрицателен, и по итогам 2021 года ожидается его дальнейшее снижение. Усредненная1 доля баланса текущих операций от текущих доходов будет равна 2% по итогам текущего года, при этом операционный баланс за указанный период может стать отрицательным в связи с ожидаемым ростом текущих расходов Города, что в совокупности с отрицательным значением модифицированного бюджетного дефицита увеличит потребность в привлечении долгового финансирования. Усредненная доля ННД в общей сумме доходов Города без учета субвенций составит в 2017–2021 годах 57%. Доля капитальных расходов в бюджете Томска высока: усредненное значение показателя за период с 2017 по 2021 год составит 23%. Однако необходимо отметить, что капитальные расходы более чем на две трети финансируются из бюджета Томской области.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка с умеренными рисками рефинансирования. По итогам 2020 года совокупный объем долга Города увеличился на 18% (+652 млн руб.) и на 01.01.2021 составил 4,2 млрд руб.  Неиспользованные в полном объеме межбюджетные трансферты, поступившие в бюджет Города в 2020 году, обусловили прирост остатков на счетах бюджета. Долговой портфель Города на 63% состоял из облигаций, часть из которых (порядка 10%) приходилась на городские внутренние заимствования, оставшаяся часть — на коммерческие кредиты. Основная часть долга (76%) подлежала погашению в 2021–2023 годах. Пик выплат приходился на 2021 год — Городу предстояло погасить/рефинансировать 38% долговых обязательств (1,6 млрд руб.).

По состоянию на 01.05.2021 долг Томска сократился на 1,0 млрд руб., до 3,2 млрд руб., в связи с погашением части коммерческих кредитов со сроками погашения в 2021–2022 годах. Для погашения банковского долга были использованы средства автономных и бюджетных учреждений Города, а также свободные средства на счетах бюджета. Объем облигаций снизился незначительно. Пик выплат по-прежнему приходится на 2021 год, однако объем погашения сократился до 1,0 млрд руб. (32% совокупной величины долга Города).

Долговая нагрузка на городской бюджет умеренно низкая: на конец текущего года, по прогнозу АКРА, долг Города может возрасти до 35% его текущих доходов, или 77% ННД. Процентные расходы необременительны и по итогам года не превысят 2% расходов (без учета субвенций).

По состоянию на 01.01.2021 объем остатков на счетах Города составил немногим менее 0,5 млрд руб. С начала 2020 года остатки на счетах Томска, за исключением средств автономных и бюджетных учреждений, покрывали порядка 12% его ежемесячных расходов. Наряду с этим у Томска были открыты кредитные линии со сроком погашения более одного года общим объемом свыше 2 млрд руб.

В текущем году Томск пока не привлекал краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства.  

Показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Томске расположены крупные промышленные предприятия, среди которых: ООО «Томскнефтехим» (производство химических органических веществ), ООО «Газпром трансгаз Томск» (транспортировка газа по трубопроводам), ООО «Газпромнефть-Восток» (добыча нефти), АО «Томскгазпром» (добыча природного газа), ООО «КДВ Групп» (оптовая торговля пищевыми продуктами), ОАО «Томское пиво» (производство пива). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (порядка 78%) в 2020 году занимала обрабатывающая промышленность, которая характеризуется значительным уровнем диверсификации.

По итогам 2020 года усредненная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города почти в 3,5 раза превысила прожиточный минимум в Томске. Усредненный уровень официально зарегистрированной безработицы по Городу, который исторически был почти в два раза ниже уровня безработицы, зафиксированного в Томской области, значительно вырос по итогам 2020 года. Зарегистрированная в Томске безработица достигла 5,4%, практически сравнявшись с показателем Томской области, который составляет 5,9%.

Ключевые допущения

  • прирост совокупных доходов в 2021 году не ниже 10% в сравнении с 2020-м;
  • прирост объема безвозмездных поступлений не менее чем на 18% относительно 2020 года;
  • дефицит бюджета не более 25% ННД (рассчитан до вычета остатков на счетах бюджета и расходов на ликвидацию последствий пандемии коронавируса);
  • финансирование большей части дефицита бюджета за счет привлечения долгового финансирования;
  • рост долга не более чем на 26% относительно уровня прошлого года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
  • исполнение бюджета без дефицита по итогам 2021 года;
  • снижение долговой нагрузки по итогам текущего года;
  • значительный рост остатков на счетах бюджета Города.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее снижение уровня операционной эффективности бюджета в связи с планируемым ростом текущих расходов Города;
  • рост долговой нагрузки на бюджет Города в совокупности с привлечением краткосрочного долга.

Рейтинги выпусков

Томск, 34006 (ISIN RU000A0JWZ10), срок погашения — 14.11.2021, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU);

Томск, 34007 (ISIN RU000A1018A2); срок погашения — 22.12.2024, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU);

Томск, 34008 (ISIN RU000A102LR1); срок погашения — 27.12.2025, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ВВВ(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Томска, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томска.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томска и выпусков облигаций Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2, RU000A102LR1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томска и кредитные рейтинги выпусков государственных ценных бумаг Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2, RU000A102LR1) были опубликованы АКРА 17.06.2020, 17.06.2020, 17.06.2020 и 29.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томска, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг  Томска (ISIN RU000A0JWZ10, RU000A1018A2, RU000A102LR1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Томском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томска принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Томска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Першин
Эксперт, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.